Пунктом 3.2. Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению государственного административно-технического надзора за соблюдением правил по обеспечению чистоты, порядка и благоустройства, надлежащим состоянием и содержанием объектов и производством работ на территории Московской области, утвержденного распоряжением Госадмтехнадзора МО от 18.04.2014 № 180-р (далее – Административный регламент) предусмотрено систематическое наблюдение за состоянием и содержанием объектов, расположенных на территории Московской области, независимо от их принадлежности физическим или юридическим лицам, соответствием их установленным требованиям в сфере обеспечения чистоты, порядка и благоустройства.
Одной из форм систематического наблюдения является визуальный осмотр, который осуществляется, как правило, без участия юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, физических лиц, однако при наличии последних на месте осмотра они вправе присутствовать при проведении осмотра и составлении соответствующих документов.
На момент принятия Административного регламента положения федерального закона от 26.12.2008 № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» согласно п. 1 ч. 3 ст. 1 указанного закона не применялись к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, то есть и к систематическому наблюдению, предусмотренному Административным регламентом, тоже.
На основании этого регламента Госадмтехнадзор МО проводил проверки без предупреждения и без участия представителей проверяемых организаций.
Федеральным законом от 03.07.2016 № 277-ФЗ внесены изменения в закон № 294-ФЗ: признан утратившим силу п. 1 ч. 3 ст. 1 № 294-ФЗ. Этим же законом введены ранее отсутствовавшие статьи 8.3. и 13.2., которые посвящены организации и проведению мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в форме плановых осмотров(обследований) территорий, акваторий, транспортных средств.
Согласно ст. 8.3. закона № 294-ФЗ одним из видов мероприятий по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями) являются плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств.
Таким образом, предусмотренные Административным регламентом систематические проверки в настоящее время урегулированы федеральным законом № 294-ФЗ и по своему смыслу являются предусмотренными ст. 13.2. закона плановыми (рейдовыми) осмотрами (обследованиями).
Согласно ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации в случае противоречия Административного регламента положениям федерального закона № 294-ФЗ применяется федеральный закон.
Основанием для проведения планового (рейдового) осмотра (обследования), то есть предусмотренного Административным регламентом систематического обследования согласно ст. 13.2. закона № 294-ФЗ является плановое (рейдовое) задание. Плановое (рейдовое) задание, то есть основание для проведения систематического наблюдения, в материалах административного дела отсутствует.
Поступившее в надзорный орган обращение влечет проверку вне заранее разработанного плана, то есть внеплановую проверку. Обращения граждан, как следует из ч. 3 ст. 10 закона, являются основанием для проведения внеплановой проверки.
Плановый (рейдовый) осмотр, что следует из его названия, проводится в соответствии с ранее утвержденным планом, то есть без наличия конкретных сигналов о нарушениях, допущенных конкретным лицом. Внеплановая проверка проводится вне плана, в связи с поступившим обращением.
Таким образом, закон четко разграничивает внеплановые проверки и плановые (рейдовые) осмотры. Обращение граждан к проверяющему органу может являться основанием для проведения только проведения внеплановой проверки.
Плановый (рейдовый) осмотр может проводиться в соответствии с внутренними критериями проверяющего органа, свидетельствующими о повышенной возможности нарушения, утвержденными планами проверок, но не в рамках реагирования на поступившее обращение гражданина.
Таким образом, сейчас Госадмтехнадзор проводит проверки по обращениям граждан с грубыми нарушениями порядка проведения внеплановых проверок (п.1 ч. 2 ст. 20 закона № 294-ФЗ). Полученные в ходе такой проверки документы являются недопустимыми доказательствами (ч. 1 ст. 20 закона № 294-ФЗ, ч. 3 ст. 26.2. КОАП РФ).
По данным основаниям я уже попытался обжаловать два постановления о наложении штрафа на управляющую компанию. Суд первой инстанции не стал разбираться в имеющихся противоречиях Административного регламента и изменившегося закона и оставил жалобы без удовлетворения. В моих планах идти дальше. Попробую сформировать положительную практику в вышестоящих судебных инстанциях.
Полезная статья? Поделитесь в соцсетях!
Нужна юридическая помощь? Звоните +7(985)477-69-70