Нарушение Госадмтехнадзором порядка проведения проверок как основание для отмены штрафа

Уже год, как проверки Госадмтехнадзора урегулированы федеральным законом, но ГАТН продолжает действовать по старинке, без оглядки на закон

Пунктом 3.2. Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению государственного административно-технического надзора за соблюдением правил по обеспечению чистоты, порядка и благоустройства, надлежащим состоянием и содержанием объектов и производством работ на территории Московской области, утвержденного распоряжением Госадмтехнадзора МО от 18.04.2014 № 180-р (далее – Административный регламент) предусмотрено систематическое наблюдение за состоянием и содержанием объектов, расположенных на территории Московской области, независимо от их принадлежности физическим или юридическим лицам, соответствием их установленным требованиям в сфере обеспечения чистоты, порядка и благоустройства.

Кадр из фильма "Берегись автомобиля"Одной из форм систематического наблюдения является визуальный осмотр, который осуществляется, как правило, без участия юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, физических лиц, однако при наличии последних на месте осмотра они вправе присутствовать при проведении осмотра и составлении соответствующих документов.

На момент принятия Административного регламента положения федерального закона от 26.12.2008 № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» согласно п. 1 ч. 3 ст. 1 указанного закона не применялись к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, то есть и к систематическому наблюдению, предусмотренному Административным регламентом, тоже.

На основании этого регламента Госадмтехнадзор МО проводил проверки без предупреждения и без участия представителей проверяемых организаций.

Федеральным законом от 03.07.2016 № 277-ФЗ внесены изменения в закон № 294-ФЗ: признан утратившим силу п. 1 ч. 3 ст. 1 № 294-ФЗ. Этим же законом введены ранее отсутствовавшие статьи 8.3. и 13.2., которые посвящены организации и проведению мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в форме плановых осмотров(обследований) территорий, акваторий, транспортных средств.

Согласно ст. 8.3. закона № 294-ФЗ одним из видов мероприятий по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями) являются плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств.

Таким образом, предусмотренные Административным регламентом систематические проверки в настоящее время урегулированы федеральным законом № 294-ФЗ и по своему смыслу являются предусмотренными ст. 13.2. закона плановыми (рейдовыми) осмотрами (обследованиями).

Согласно ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации в случае противоречия Административного регламента положениям федерального закона № 294-ФЗ применяется федеральный закон.

Основанием для проведения планового (рейдового) осмотра (обследования), то есть предусмотренного Административным регламентом систематического обследования согласно ст. 13.2. закона № 294-ФЗ является плановое (рейдовое) задание. Плановое (рейдовое) задание, то есть основание для проведения систематического наблюдения, в материалах административного дела отсутствует.

Поступившее в надзорный орган обращение влечет проверку вне заранее разработанного плана, то есть внеплановую проверку. Обращения граждан, как следует из ч. 3 ст. 10 закона, являются основанием для проведения внеплановой проверки.

Плановый (рейдовый) осмотр, что следует из его названия, проводится в соответствии с ранее утвержденным планом, то есть без наличия конкретных сигналов о нарушениях, допущенных конкретным лицом. Внеплановая проверка проводится вне плана, в связи с поступившим обращением.

Таким образом, закон четко разграничивает внеплановые проверки и плановые (рейдовые) осмотры. Обращение граждан к проверяющему органу может являться основанием для проведения только проведения внеплановой проверки.

Плановый (рейдовый) осмотр может проводиться в соответствии с внутренними критериями проверяющего органа, свидетельствующими о повышенной возможности нарушения, утвержденными планами проверок, но не в рамках реагирования на поступившее обращение гражданина.

Таким образом, сейчас Госадмтехнадзор проводит проверки по обращениям граждан с грубыми нарушениями порядка проведения внеплановых проверок (п.1 ч. 2 ст. 20 закона № 294-ФЗ). Полученные в ходе такой проверки документы являются недопустимыми доказательствами (ч. 1 ст. 20 закона № 294-ФЗ, ч. 3 ст. 26.2. КОАП РФ).

По данным основаниям я уже попытался обжаловать два постановления о наложении штрафа на управляющую компанию. Суд первой инстанции не стал разбираться в имеющихся противоречиях Административного регламента и изменившегося закона и оставил жалобы без удовлетворения. В моих планах идти дальше. Попробую сформировать положительную практику в вышестоящих судебных инстанциях.

Полезная статья? Поделитесь в соцсетях!

Нужна юридическая помощь? Звоните +7(985)477-69-70

Теги: ЖКХ

Алексей 2019-03-01 09:05:16

Отличная практика, спасибо!

Светлана 2019-02-27 11:14:28

В ВС РФ такая практика уже есть - постановление ВС РФ от 02.10.2017 № 35-АД17-2, нашла буквально сегодня!

Светлана 2019-02-26 10:59:59

То же самое делает и ГИБДД по своему Административному регламенту по БДД, утвержденному приказом № 380 от 30.03.2015. При этом, Положением о МВД, утв. Указом Президента 699 от 21.12.2016, четко определено, что МВД не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование по вопросам, которые определены федеральными законами (т.е. 294-ФЗ). На практике ГИБДД в рамках мероприятия, именуемого в их Регламенте как надзор за дорожным движением, по факту проводят мероприятия без взаимодействия с юридическими лицами, а формы таких мероприятий определяются только федеральными законами. Такого мероприятия как надзор за дорожным движением ни в 294-ФЗ, ни в Законе № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" нет.

Добавить комментарий