Как возобновить деятельность "брошенного" общества с ограниченной ответственностью

ООО «ХХХ» уже почти 3 года не вело никакой деятельности, и отчетность ни в фонды, ни в налоговую не сдавалась. На данный момент необходимо возобновить деятельность общества и сменить генерального директора. Следует ли сначала закрыть задолженность по отчетности, а потом уже оформлять смену генерального директора? И какие штрафы могут последовать за отсутствие отчетности за весь период задолженности?

Для ответа на вопрос были использованы следующие документы и нормативно-правовые акты:

  • Налоговый кодекс РФ (НК РФ);
  • Кодекс РФ об административных правонарушениях (КОАП РФ);
  • Федеральный закон от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;
  • Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 28.03.2012 г. по делу № А09-5167/2011;
  • Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24.07.2007 г. № А33-15360/06-Ф02-4653/07 по делу № А33-15360/06. 
  • Исходя из предоставленной информации, считаем необходимым сообщить следующее.

    В первую очередь рекомендуем убедиться, что интересующее Вас юридическое лицо до сих пор существует. Еще в 2005 году в целях очистки Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) от брошенных фирм, фирм-однодневок введен институт административной ликвидации юридических лиц. В соответствии со ст. 21.1. Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» организация, которая к моменту принятия регистрирующим органом решения, о котором будет сказано ниже, в течение одного года не вела никакой деятельности, не сдавала отчетности, установленные действующим законодательством, не провела ни одной операции хотя бы по одному из своих банковских счетов, может быть ликвидировано в упрощенном (административном порядке) порядке.

    Для прекращения деятельности такой организации регистрирующий орган (налоговая инспекция) публикует в соответствующем органе печати (журнал «Вестник государственной регистрации» - Приказ Федеральной налоговой службы РФ от 16.06.2006 г. № САЭ-3-09/355@ «Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации»).

    Если в установленный срок (три месяца с момента опубликования решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ), налоговый орган вносит в ЕГРЮЛ запись о прекращении деятельности организации. Такое исключение может быть обжаловано заинтересованными лицами, поименованными в законе, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.

    Подпункт 4 п. 1 ст. 23 НК РФ обязывает налогоплательщиков, к которым относится и указанная в вопросе организация, представлять в налоговые органы в установленном порядке налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность установлена законодательством о налогах и сборах. Из вопроса невозможно определить, на какой системе налогообложения находится общество с ограниченной ответственностью, в связи с чем нельзя и составить полный перечень документов, подлежащих направлению в налоговую инспекцию. Для общей системы налогообложения к таким документам может быть отнесена отчетность по налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль организаций, налогу на имущество организаций, бухгалтерская отчетность. Для организаций, находящихся на упрощенной системе налогообложения, это книга учета доходов и расходов, налоговая декларация по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения, для налогоплательщиков, уплачивающих единый налог на вмененный доход, закон предусматривает свои документы.

    Глава 16 НК РФ посвящена видам налоговых правонарушений и ответственности за их совершение.

    Внесение в ЕГРЮЛ сведений о новом генеральном директоре урегулировано Федеральным законом  от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В соответствии со ст. 17 указанного Федерального закона в регистрирующий орган должно быть представлено нотариально заверенное заявление установленной формы (Р14001). Обстоятельства, при которых регистрирующим органом может быть отказано в государственной регистрации внесения изменений в ЕГРЮЛ, перечислены в ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Указанный перечень является исчерпывающим и наличие задолженности по налогам, сборам, штрафам не указано в качестве причины для отказа.

    Резюме

    Для организации, которая три года не вела деятельность и не сдавала отчетность в налоговые органы, ответственность может быть следующая.

    Непредставление налоговой декларации в установленный при условии, что нет подлежащих к уплате в соответствии с указанной декларацией налогов, в соответствии со ст. 119 НК РФ влечет ответственность в размере одной тысячи рублей.

    Статья 120 НК РФ предусматривает ответственность за грубое нарушение правил учета доходов и расходов. Указанное нарушение, совершенное в течение более чем одного налогового периода (года) влечет наложение штрафа в размере тридцати тысяч рублей. Исходя из текста вопроса, предположим, что в связи с тем, что деятельность не велась, занижения налоговой базы не произошло. Грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения является отсутствие первичных документов, отсутствие счетов-фактур, регистров бухгалтерского учета налогового учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

    Если в рамках налоговой проверки налоговый орган запросит интересующие его документы о деятельности организации и они не будут представлены, то штраф за непредоставление документов по запросу налогового органа составит согласно ст. 126 НК РФ двести рублей за каждый непредставленный документ.

    Также к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные главой 15 КОАП РФ, могут быть привлечены должностные лица организации (генеральный директор).

    Стоит учитывать, что в соответствии с п. 4 ст. 114 НК РФ при наличии нескольких налоговых правонарушений, срок давности по которым (три года) не истек, юридическое лицо подлежит штрафу за каждое правонарушение отдельно.

    Ст. 112 НК РФ приводит перечень обстоятельств, смягчающих ответственность. Данный перечень не является исчерпывающим. Так, неведение хозяйственной деятельности организацией может быть признано смягчающим обстоятельством, влекущим снижение штрафа (Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 28.03.2012 г. по делу № А09-5167/2011, Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24.07.2007 г. № А33-15360/06-Ф02-4653/07 по делу № А33-15360/06).

    Смена генерального директора возможна как после устранения проблем с отчетностью организации, так и до их устранения, т.к. наличие задолженности у организации не является основанием для отказа в совершении регистрационных действий в отношении нее.

    Перед началом процедуры возобновления деятельности организации необходимо убедиться, что  организация не прекратила деятельность по решению налогового органа. Убедиться в этом можно с помощью информационной системы, расположенной на сайте Федеральной налоговой службы www.nalog.ru.

    Хотите получить юридическую консультацию по Вашему вопросу? Звоните сейчас!