Полномочия Федеральной инспекции труда и ответственность за нарушения в трудовой сфере

Насколько четко определен законодательством круг вопросов, в отношении которых Федеральная инспекция труда имеет право осуществлять надзор и контроль? Каков размер установленных законодательством штрафов за нарушение законодательства о труде и об охране труда на текущий момент? Какой срок привлечения работодателя к административной ответственности, если нарушения были зафиксированы инспекцией?

Для ответа на вопрос были использованы следующие документы и нормативно-правовые акты:

  • Конституция РФ;
  • Трудовой кодекс РФ (ТК РФ);
  • Кодекс РФ об административных правонарушениях (КОАП РФ);
  • Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
  • Положение о Федеральной службе по труду и занятости (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 324);
  • Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 г. № 875);
  • Правила представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 г. № 584);
  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»;
  • Определение Верховного Суда РФ от 20.07.2012 г. № 19-КГ12-5;
  • Постановление Верховного Суда РФ от 03.12.2012 г. № 70-АД12-2.
  • Исходя из предоставленной информации,  считаем необходимым сообщить следующее.

    Глава 57 ТК РФ предусматривает федеральный государственный надзор за соблюдением  трудового законодательства и иных содержащих нормы трудового права актов. Согласно Положению о Федеральной службе по труду и занятости (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 324)     органом, уполномоченным осуществлять указанный надзор, является Федеральная служба по труду и занятости (Роструд). Роструд осуществляет контрольные и надзорные функции в трудовой сфере, сфере занятости, альтернативной гражданской службы и социальной защиты населения, сфере оказания государственных услуг в области содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров, а также по предоставлению предусмотренных законом социальных гарантий социально незащищенным группам граждан.

    Полномочия Роструда перечислены в статье II указанного выше Положения. Роструд уполномочен проводить государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства, других содержащих нормы трудового права актов. Для осуществления контроля и надзора Роструд вправе проводить проверки и обследования, выдавать предписания об устранении нарушений, которые являются обязательными для исполнения, составлять протоколы об административных правонарушениях, определений, постановлений и других предусмотренных законодательством документов в целях привлечения виновных в нарушении трудового законодательства к административной ответственности. Следует учитывать, что в соответствии с определением Верховного Суда РФ от 20.07.2012 г. № 19-КГ12-5 Роструд вправе выдавать предписания только в случаях очевидного нарушения трудового законодательства и не наделен правом разрешать трудовые споры, которые разрешаются в ином порядке.

    Порядок проведения государственного надзора за соблюдением трудового законодательства детально описан в Положении о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 г. № 875).

    Федеральная служба по труду и занятости участвует (в зависимости от тяжести наступивших последствий, определяемых в соответствии со ст. 229 ТК РФ) в работе комиссий по расследованию и учету несчастных случаев на производстве, а также надзирает за соблюдением установленного порядка расследования и учета указанных случаев.

    Роструд надзирает за исполнением государственных стандартов социального обслуживания. В связи с тем, что статьей 72 Конституции РФ трудовое законодательство, а также вопросы социальной защиты отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ, Роструд обязан осуществлять контроль и надзор за тем, как субъекты РФ при осуществлении нормативно-правового регулирования соблюдают федеральное законодательство в части социальных выплат граждан.

    Согласно ст. 8 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны уведомить о начале осуществления отдельных видов деятельности уполномоченный орган государственного контроля (надзора). Точный перечень работ и услуг, о начале выполнения (оказания) которых организации и индивидуальные предприниматели обязаны сообщить, содержится в Правилах представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 г. № 584). Уведомления о начале осуществления деятельности в сфере предоставления социальных услуг организация или индивидуальный предприниматель обязаны сообщить в Роструд.

    На Роструд также возложена обязанность по проверке деятельности организаций, осуществляющих социальную защиту населения и организаций (предпринимателей), осуществляющих деятельность в указанной сфере.

    Роструд также участвует в законотворчестве. Роструд дает консультации по вопросам соблюдения законодательства и ненормативных правовых актов в области труда работникам и работодателям, дает разъяснения по вопросам, отнесенным к собственной компетенции. Указанным выше Положением Федеральной службе по труду и занятости предоставлены и иные полномочия.

    Вопросам участия Роструда в рассмотрении дел об административных правонарушениях посвящена ст. 23.12. КОАП РФ. В соответствии с указанной статьей, должностные лица Роструда уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 5.27., статьями 5.28. - 5.34 КОАП РФ (нарушение законодательства о труде и об охране труда, уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного срока их заключения, непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения, нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению, уклонение от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах, невыполнение соглашения, увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки (локаут)). Рассмотрение дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 5.27. (квалифицированное нарушение законодательства о труде и об охране труда) осуществляет мировой судья (ст. 23.1. КОАП РФ).

    Размер штрафов по ч. 1 ст. 5.27. КОАП РФ (нарушение законодательства о труде и об охране труда) в настоящее время составляет для должностных лиц – от одной тысячи до пяти тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей – од одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток, для юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. В соответствии со ст. 3.12. КОАП РФ органом, полномочным назначить административное приостановление деятельности, является судья. Конкретная санкция, размер штрафа определяется правоприменителем самостоятельно в зависимости от наступивших последствий, степени вины лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении и иных обстоятельств (постановление Верховного Суда РФ от 03.12.2012 г. № 70-АД12-2).

    В соответствии со ст. 28.2. КОАП РФ о совершении административного правонарушения уполномоченное должностное лицо составляет протокол. Сроки давности привлечения к административной ответственности определены ст. 4.5. КОАП РФ.

    Резюме

    Действующее законодательство детально и подробно описывает полномочий Федеральной инспекции по труду и занятости и порядок осуществления ей контроля и надзора. Определена процедура уведомления заинтересованных лиц о проводимых мероприятиях, установлены предельные сроки проведения проверок. Определены наименования должностей, уполномоченных совершать те или иные действия, составлять и подписывать определенные документы.

    Роструд полномочен проводить проверки, истребовать документы, выдавать предписания и следить за их исполнением, привлекать к административной ответственности в пределах своих полномочий.

    Нормы КОАП РФ, устанавливающие ответственность за нарушение трудового законодательства, являются бланкетными, т.е. отсылочными. В КОАП невозможно описать все действия, за которые работодатель может понести ответственность. Поэтому работодатель может быть привлечен к административной ответственности за неисполнение какого-либо требования ТК РФ или иных обязательных нормативных правовых актов.

    Давность привлечения к административной ответственности зависит от органа, который рассматривает административное дело, и от предусмотренного законом наказания. Дела, рассматриваемые должностными лицами Федеральной службы по труду и занятости, имеют срок давности привлечения к административной ответственности в два месяца. Давность привлечения к административной ответственности по делам, переданным для рассмотрения судье, составляет три месяца. Срок привлечения к административной ответственности за правонарушение, за которое предусмотрена дисквалификация, составляет один год. Срок привлечения к административной ответственности начинает течь с момента совершения правонарушения, а для длящихся правонарушений          - с момента их обнаружения. Длящимся правонарушением считается длительное непрерывное неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных законом обязанностей (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

    Штрафы за нарушение законодательства о труде и об охране труда составляют в зависимости от субъекта правонарушения от одной тысячи до пятидесяти тысяч рублей.

    Хотите получить юридическую консультацию по Вашему вопросу? Позвоните мне сейчас!