С января 2016 года вступили в силу изменения в ч. 14 ст. 155 Жилищного кодекса РФ. Теперь для граждан размер пени за просрочку жилищно-коммунальных платежей серьезно вырос и составляет 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Многие мои коллеги считают, что данные размеры пеней можно применять в расчетах только за периоды с января 2016 года. Сначала интуитивно так думал и я. Однако после изучения Жилищного кодекса и изменений к нему я пришел к другим выводам.
В соответствии с ч. 4 ст. 6 ЖК РФ акт жилищного законодательства может применяться к жилищным правам и обязанностям, возникшим до введения данного акта в действие, в случае, если указанные права и обязанности возникли в силу договора, заключенного до введения данного акта в действие, и если данным актом прямо установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 03.11.2015 г. № 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов» действие ст. 155 ЖК РФ в новой редакции распространяется на отношения, возникшие из заключенных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона договоров купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договоров энергоснабжения, договоров горячего водоснабжения, договоров холодного водоснабжения, единых договоров холодного водоснабжения и водоотведения, договоров водоотведения, договоров теплоснабжения, договоров теплоснабжения и поставки горячей воды, договоров поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, договоров поставки газа, договоров оказания услуг по транспортировке газа, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, договоров об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, договоров, на основании которых вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги.
В связи с тем, что в законе, устанавливающем новые размеры пеней, прямо указано, что его действия распространяются на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров, полагаю, что пени по новым размерам можно рассчитывать и за 2015, и за 2014, и за любой другой год.
Кто прав, рассудит суд. А пока что мной подано уже более десяти исков с расчетом пеней по новым правилам за старые года, часть из которых уже рассматривается. Поживем – увидим!
Дополнение от 30.04.2016 г.
По состоянию на конец апреля уже рассмотрено несколько дел, в которых пени ЖКХ рассчитаны описанным способом за прошлые периоды. Все иски удовлетворены в полном объеме.
Нужна помощь? Срочно звоните!