В жизни каждого юриста однажды может случиться дело, где всё, что может пойти не так, идёт наперекосяк. Это дело – проклятое. Недавно оно было и у меня.
Ко мне обратился руководитель производственной компании из Московской области с просьбой о помощи в оспаривании двух штрафов, наложенных на компанию Госадмтехнадзором Московской области. Компанию оштрафовали на 50000 рублей за то, что на её земельном участке нашли 5 высоких стеблей борщевика. Закон устанавливает, что высота растительности не должна превышать 20 сантиметров. Второй штраф в 22000 рублей наложен за то, что инспектор нашёл мусор в не отведённом для этого месте.
Штраф за первое нарушение установлен п. 1 ст. 22 Закона МО № 161/2004-ОЗ «О государственном административно-техническом надзоре и административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства, содержания объектов и производства работ на территории Московской области», за второе – ст. 12 того же закона.
В постановлениях о наложении штрафа был указан порядок обжалования – в арбитражный суд. Я подал жалобу на два постановления в Арбитражный суд Московской области. Судья сначала вынес определение о принятии жалобы к производству в порядке упрощенного производства. А через месяц решил прекратить производство в связи с тем, что дело неподведомственно арбитражному суду.
Выбор суда, в который подаётся жалоба, зависит от того наложен ли штраф в связи с осуществлением организацией предпринимательской деятельности, или нет. Так как компания не извлекала прибыль из деятельности в области благоустройства, обжаловать штрафы в сфере благоустройства нужно было в суд общей юрисдикции – в Рузский районный суд Московской области. Несмотря на то, что я действовал в строгом соответствии с указаниями, изложенными в постановлениях о наложении штрафа, это косяк номер раз. По-другому не скажешь.
Десятидневный срок на обжалование постановлений уже вышел. Я меняю шапку жалобы с арбитражного суда на Рузский районный суд и направляю жалобу вместе с ходатайством о восстановлении пропущенного срока, как это предписано КОАП РФ. Спустя время узнаю, что жалоба возвращена из-за того, что КОАП РФ не предусматривает подачи одной жалобы на несколько постановлений о наложении штрафа. АПК (арбитражные суды) это допускает, КОАП (суды общей юрисдикции) – нет. Небольшое различие между двумя ветвями судов, которое я не учёл. Косяк номер два.
Тогда я отправляю две самостоятельные жалобы, каждую из них с просьбой о восстановлении пропущенного срока. И, о ужас, забываю их подписать. Суд опять возвращает жалобы. Косяк номер три.
Срочно направляю в суд новые, подписанные жалобы. В этот раз суд назначает время рассмотрения ходатайства о восстановлении срока на подачу жалоб. Приезжаю в суд, излагаю свою позицию и заслушиваю два определения об отказе в восстановлении пропущенных сроков. Жалобы по существу в связи с этим суд не рассматривает. Постановления вступают в законную силу. Косяк номер четыре.
Я подаю жалобы на определения об отказе в восстановлении сроков. Их рассматривает Московский областной суд. Приезжаю в назначенное время и выступаю перед судьёй с речью, которая легла в основу этой заметки: сообщаю, что дело проклято и объясняю, почему. Результат – судья восстанавливает сроки и обязывает Рузский суд рассмотреть жалобы по существу.
Судья Рузского суда, недовольная отменой своих определений, в отмене постановлений Госадмтехнадзора ожидаемо отказывает.
Теперь я пишу жалобы уже на решения суда об отказе в отмене штрафов. Их снова рассматривает Мособлсуд. Две жалобы – два разных судьи. Жалобы назначены на одно время, одна рассматривается на третьем этаже, вторая – на пятом. Рассмотрение обеих жалоб задерживается. Результат – бегаю с этажа на этаж, чтобы ни одну из жалоб не рассмотрели без меня. Успеваю везде.
В итоге постановление о наложении пятидесятитысячного штрафа было отменено. Мне удалось убедить суд в том, что Госадмтехнадзор пропустил срок привлечения к административной ответственности.
В удовлетворении жалобы на постановление о штрафе в 22000 рублей было отказано. Эта жалоба рассматривалась второй по очереди. Судья – мужчина – сказал, чтобы я был доволен: мол, и так самый большой штраф отменили.
Такое вот проклятое дело.