Ко мне обратились с просьбой прокомментировать инициативу Минстроя о введении стандартов сервиса управляющих компаний:
Как сообщил министр, согласно проекту Постановления, в России предлагается внедрить стандарт качества сервиса управляющих компаний, соблюдение которого станет лицензионным. Например, время локализации аварийных повреждений внутридомовых сетей предлагается ограничить 30 минутами, а устранение засоров - двумя часами. Каждая УК будет обязана обеспечить круглосуточную аварийно-диспетчерскую службу.
Кроме того, предлагается установить специальные требования к организации центра обслуживания клиентов в управляющих компаниях – такие центры должны быть оборудованы вентиляцией и туалетными комнатами, иметь терминал для оплаты услуг и стенды с доступом в ГИС ЖКХ и на сайт управляющей компании.
«Конечно, такие центры должны иметь гибкий график работы – чтобы и вечером после работы и в субботу, жители могли прийти решать возникающие вопросы по управлению своим жильем. Цель постановления – дать четкий перечень обязательных требований, которым должна соответствовать каждая управляющая компания, чтобы любой собственник недвижимости мог получить достойный уровень сервиса»,- прокомментировал глава Минстроя России Михаил Мень.
Проектом постановления также совершенствуется порядок информирования потребителей о деятельности УК. Так, управляющие компании будут обязаны раскрывать информацию о своей деятельности на вывесках на входе в помещение УК, на досках объявлений во всех подъездах и в центре обслуживания клиентов.
На мой взгляд, предложения Минстроя о введении стандарта сервиса – популизм, который может скрывать за собой намерение государства ликвидировать небольшие частные управляющие компании, или по крайней мере хорошо поживиться за их счёт.
Новое предложение Минстроя дублирует другие нормативные акты, существующие в данной сфере. Например, п. 2.7.3. постановления Госстроя России от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» уже предусматривает круглосуточную работу объединённых диспетчерских служб.
Приложение № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг, утверждённых постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 уже точно устанавливает допустимое время перерыва в предоставлении каждой коммунальной услуги. Так, допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды составляет суммарно 8 часов в течение месяца или 4 часа единовременно. Правительство уже установило требования к давлению, температуре воды, водоотведению и отоплению, времени вывоза твёрдых коммунальных отходов.
То, какая информация и каким образом раскрывается управляющей компанией, уже подробно расписывает давно существующий стандарт раскрытия информации для управляющих компаний, который Правительство утвердило в 2010 году постановлением № 731 и формы раскрытия, утверждённые тем же Минстроем.
Существующие сейчас лицензионные требования перечислены в положении о лицензировании, утверждённом постановлением Правительства РФ от 28.10.2014. Чрезмерное расширение лицензионных требований приведёт к тому, что любую управляющую компанию можно будет выкинуть с рынка. Достаточно найти любое, самое мелкое нарушение, и привлечь УК к ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3. КОАП РФ. Для организации фатальным могут стать несколько штрафов по 300 тысяч рублей, а для директора этой статьёй предусмотрена дисквалификация и дальнейшая невозможность руководить компанией.
Новый стандарт не будет единственным сводом требований, которые должны будут соблюдать УК. Новеллы без проблем можно распределить по уже имеющимся постановлениям. Принятие дополнительного нормативного акта сделает регулирование сферы ЖКХ ещё запутанней.
Отдельно стоит отметить требования к времени работы и к помещениям центров обслуживания клиентов. Лучшие помещения требуют больше затрат, которые в результате лягут на собственников в составе тарифов УК. Может быть, предоставить самим жителям право определять, за какие услуги они готовы платить? Не думаю, что наличие туалета с зеркалом влияет на исправность коммуникаций и несущих конструкций дома.
Небольшие УК не смогут позволить себе просторные помещения и дополнительных сотрудников для работы по выходным и будут вынуждены либо уйти с рынка, либо отдать работу с жителями и начисления МФЦ и ЕИРЦ, которые за свои услуги берут с управляющей компании несколько процентов от суммы начислений собственникам.
Эта инициатива, по моему мнению, – шаг к укрупнению и монополизации рынка управления жильём, возврату к советским ДЕЗам, ЖЭУ и т.п.