Как отказать потребителю в перерасчете платы за обращение с ТКО?

Что должна ответить УК на заявление потребителя о перерасчете платы за обращение с твердыми коммунальными отходами за период временного отсутствия потребителя в жилом помещении?

- Дело верное, максимум на пару недель.

- Пару недель? Нет-нет, я должен быть в Денвере второго октября. Слишком долго!

- Это не долго. Долго – это щит при въезде в город. Мы вот уже пять лет пытаемся поставить новый, но забыли подать бумагу о влиянии на экологию. Поскольку металл столба представляет потенциальную угрозу, пришлось идти в суд. А другой адвокат оспорил указанное число жителей. Еще один предложил точно выяснить границу города, чтобы точно знать, где поставить щит. Мы пригласили топографа, но он не смог закончить работу, потому что на него подали в суд за курение. Думаю, пройдет еще года два. Это не так просто.

- И вы здесь живете?!

- Лучше места не бывает. Каждый день – новая проблема, новая трактовка закона, пиршество интеллекта. Это прекрасно!

(с) фильм «Трасса 60», сцена в городе юристов

 Кадр из фильма "Трасса 60"С нового 2019 года все мы стали потребителями коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами. Созданы региональные операторы, плата за вывоз мусора выросла для некоторых в разы. Предполагается, что качество тоже. Экология вышла на новый уровень. Уже завтра мы сможем пить чистейшую воду из родников в центре города.

И вместе с новой коммунальной услугой управляющие компании и ТСЖ начали получать первые заявления о перерасчете платы за эту коммунальную услугу на период временного отсутствия потребителя. Встал вопрос: перерасчитывать или нет

Согласно ч. 11 ст. 155 ЖК РФ перерасчет за период временного отсутствия производится за коммунальные услуги, плата за которые рассчитывается исходя из нормативов потребления. Пункт 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов[1] (далее – "Правила", "Правила № 354") устанавливает, что норматив накопления является одним из видов нормативов потребления.

Если норматив накопления привязан не к количеству проживающих, а к количеству метров помещения, одним из вариантов отказа будет ответ со ссылкой на это. Но что делать УК или ТСЖ, если потребитель представит документы о временном отсутствии всех зарегистрированных в квартире? Или для квартиры, в которой никто не зарегистрирован, представит документы об отсутствии собственника (п. 56(2) Правил № 354)? Неизвестно. Позиция ГЖИ по данному вопросу не ясна. Скорее всего она будет заключаться в том, что норматив, привязанный к метрам, без проблем можно пересчитать в норматив на одного проживающего в конкретной квартире. Минприроды, кстати, разъяснило, что в случае расчета "по метрам" перерасчет не производится. Впрочем, позиция Минприроды не является официальным разъяснением Правил № 354.

Что делать УК, ТСЖ?

Согласно п. 148(44) Правил № 354 при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном разделом VIII настоящих Правил.

Обратимся к разделу VIII. Пункт 92 гласит, что к заявлению о перерасчете должен прилагаться акт обследования на предмет установления отсутствия технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) приборов учета. В случае отсутствия такого акта перерасчет не производится (п. 86 Правил). Вот и основание для отказа в перерасчете.

Не стоит забывать, что подпункт к(3) пункта 33 Правил возлагает обязанность по составлению такого акта на исполнителя, т.е. управляющую компанию или ТСЖ, поэтому по заявлению потребителя необходимо будет выйти на место и составить акт.

Критерии отсутствия или наличия возможности установки приборов учета утверждены приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 627. И из пункта 1 приложения № 1 к указанному приказу следует, что критерии наличия или отсутствия технической возможности для установки приборов учета установлены только для холодной, горячей воды, электроэнергии, газа и тепловой энергии. Критерии возможности/отсутствия возможности установки индивидуальных приборов учета твердых коммунальных отходов в настоящее время не установлены. Следовательно, составление акта об отсутствии технической возможности установки прибора учета ТКО невозможно. А такие приборы учета, между прочим, существуют. При данной аргументации пункт 148(44) Правил № 354 фактически не действует.

Поэтому управляющая компания должна разъяснить потребителю, что составление акта о возможности (отсутствия возможности) установки индивидуального прибора учета ТКО невозможно в связи с отсутствием законодательно установленных критериев.

Резюме:

УК или ТСЖ в ответ на заявление собственника квартиры о перерасчете платы за обращение с ТКО должна ответить, что к заявлению в нарушение п. 92 Правил № 354 не приложен акт обследования на предмет установления отсутствия технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) приборов учета. В ответ на заявление потребителя о проведении обследования нужно ответить, что установление отсутствия технической возможности установки прибора учета невозможно, так как соответствующие критерии нормативно не определены.

Предупреждение:

Следование данной инструкции может привести к жалобам в ГЖИ, последующим предписаниям о перерасчете (зависит от инспектора ГЖИ), и необходимости для УК или ТСЖ защищать свои интересы в суде. Шансы на оспаривание предписаний в арбитраже я расцениваю как хорошие. В судах общей юрисдикции – хуже. Делать перерасчет или нет, должны решать вы сами с учетом указанных рисков.

 

По вопросам юридического обслуживания УК и ТСЖ обращайтесь по телефону +7(985)477-69-70

 
Полезная статья? Поделитесь в соцсетях!
------------

[1] утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354

Теги: ЖКХ

Добавить комментарий