О плачевном состоянии наших подъездов рассказывать не нужно никому. Ободранные, исписанные стены, немытые, разбитые окна, исцарапанные лифты, грязь и запустение. По сути, любой подъезд наших многоэтажек требует если на капитального, то косметического ремонта. А поскольку в большинстве случаев не делается ничего, жители в один прекрасный день инициируют поиски того, кто этот ремонт должен делать по закону.
В многоэтажках, обслуживаемых уполномоченными организациями, ответственность за текущие ремонты регулируется заключенным договором. Как правило, ДЕЗ (ЖЭК) делает их лишь частично, приводя в надлежащий вид вход в подъезд, лифты и коммуникации. Лестничные пролеты, площадки на этажах и прочие места общего пользования облагораживаются в большинстве случаев собственными силами жильцов.
Практика показывает, что ТСЖ ремонтирует подъезды куда охотнее, чем УК, в отношении которых чаще всего требуются решительные действия. Особенно при нерадивых управленцах. Как же следует поступать, чтобы решить проблему?
Два сценария развития событий
Первым делом узнайте, кто же в вашем случае отвечает за состояние подъезда. Далее организуется общий сбор жильцов и выносится решение о целесообразности ремонта, планируется примерная смета и согласуются детали, моменты привлечения спецбригад. С этим проблем обычно не бывает.
Однако нередко финансы жильцов, отведенные на ремонт, бесследно пропадают или тратятся на другие цели. УК постоянно переносит сроки ремонта, и тогда жильцам ничего не остается, как начинать действовать решительно. И тут у вас есть две схемы.
Первый вариант
- Пишете коллективное заявление с указанием УК и ее местонахождения. Указываете фамилию должностного лица, которому адресовано ваше послание. Собираете подписи всех жильцов.
- В тексте указываете, когда проводился последний ремонт, ведь подъезды по правилам должны ремонтироваться каждые 3–5 лет. Описываете проблемный вид подъезда, желательно с приложением фотографий.
- Один экземпляр отправляете адресату заказным письмом с уведомлением, а второй (с отметкой о регистрации) оставляете у себя.
- Если ремонт таким образом инициировать все же не удалось, можете смело обращаться с жалобой в администрацию, жилинспекцию или с исковым заявлением прямо в суд.
- Но даже если суд встал на вашу сторону, вам придется еще добиться выполнения его решения.
Второй вариант
- Составляете акт с описанием критического состояния подъезда.
- На основании решения общего собрания ремонтируете его за свой (коллективный) счет, составив при этом смету проводившихся работ. И не забывайте оставлять себе все чеки на приобретаемые материалы!
- После окончания ремонта оформляете акт приема работ. Пишете заявление в ДЕЗ с требованием оплаты проведенных работ.
- Все эти документы несете в ДЕЗ (ЖЭК) для компенсации расходов. В случае отказа обращаетесь в суд.
Помните, что вам нужно будет убедить суд в оправданности всех произведенных работ, предоставить документы, подтверждающие их стоимость, объем и т. д.
Как видите, при любом сценарии велика вероятность обращения в суд, от которого и зависит окончательное решение. Причем во втором случае вы рискуете уже потраченными деньгами. Чтобы гарантировать решение вопроса в нужном ключе и чтобы ваши интересы в суде были представлены квалифицированно, лучше все же доверить эту работу профессиональному юристу.