Может ли ТСЖ не платить пени ресурсникам?

РСО требует уплаты пеней за просрочку с ТСЖ. Жильцы пени не платят. Может ли ТСЖ не платить ресурсникам?

Несправедливая ситуация с оплатой коммунальных ресурсов сложилась в Москве. В ходе недавнего судебного процесса в мои руки попал документ, свидетельствующий о наличии в Москве установки не выставлять жильцам пени за несвоевременную оплату жилищно-коммунальных услуг. Вот он:

 Письмо Департамента ЖКХ г. Москвы

 

Квитанции жильцам по договору с ТСЖ выставляет ГБУ «МФЦ города Москвы» которое, руководствуясь этой установкой, пени жителям начислять отказывается. То есть жители, которые вносят плату с задержками, ответственности не несут. При этом ресурсники, руководствуясь законами о теплоснабжении и о водоснабжении и водоотведении регулярно подают на ТСЖ в суд и взыскивают с него помимо основного долга еще и проценты в полном объеме.

Недавно мне пришла в голову мысль поспорить с этой практикой. Правительством Российской Федерации утверждены Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями (постановление № 124 от 14.02.2012).

Верховный Суд РФ в решении по делу № АКПИ12-604 пришел к выводу о том, что  в рамках отношений, регулируемых Правилами, правляющая организация, товарищество или кооператив, не являются хозяйствующими субъектами с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов жильцов как непосредственных потребителей коммунальных услуг. Данные организации осуществляют деятельность по предоставлению коммунальных услуг на основании договора управления многоквартирным домом и оплачивают объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, только из поступивших платежей потребителей.

При таком положении, указал Верховный Суд, размер платы за коммунальный ресурс по договору ресурсоснабжения должен быть равен размеру платы за коммунальную услугу, оплачиваемую всеми потребителями коммунальных услуг в соответствии с Правилами их предоставления.

Эта позиция позволяет (с большой натяжкой) заключить, что если жильцы не платят ТСЖ пени, то и ТСЖ не должно платить пени ресурсникам. Причем если для управляющих компаний установленные законом «О теплоснабжении» пени отличаются от пеней, которые должны платить за просрочку потребители, то размер пеней для потребителей и ТСЖ равны, что может подтверждать что законодатель преследовал именно цель переложить деньги за просрочку из кармана потребителя в карман РСО при посредстве ТСЖ, не больше и не меньше.

Чтобы применить эту позицию, нужно ответить на вопрос: входят ли пени в состав платы за коммунальный ресурс? С одной стороны, и ЖК РФ, и постановление № 354 разделяет эти понятия.

С другой стороны, согласно п. 13 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения (утв. постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075) если РСО в течение расчетного периода понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с незапланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, в том числе вызванного осуществлением расчетов за коммунальную услугу по отоплению равномерно в течение календарного года, учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме. Указанные экономически обоснованные расходы регулируемой организации включаются органом регулирования в необходимую валовую выручку независимо от достигнутого ею финансового результата. При этом расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, учитываются в размере фактически понесенных расходов, не превышающем величину, равную ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 4 процентных пункта.

Таким образом, ресурсоснабжающая организация может в следующем году учесть при установлении нового тарифа плату за кредиты, привлеченные для покрытия недостатка средств из-за неплатежей, по ставке, не более чем на 4 % годовых превышающей ставку рефинансирования (ключевую ставку). В данный момент максимальная ставка кредита, которую может заявить как убытки РСО, составляет 9+4=13 % годовых, или почти полторы ключевых ставки.

Проверить эту позицию я планирую в ближайших судах.

Полезная статья? Поделитесь в соцсетях!

Теги: ЖКХ

Добавить комментарий