Суд признал незаконным отказ администрации в согласовании перепланировки

Химкинский городской суд Московской области обязал Администрацию г.о. Химки вынести решение о согласовании перепланировки и переустройства квартиры. Ранее администрация отказала в таком согласовании. Основания для признания отказа незаконным - в этой статье.

Покупатели квартир в новостройках оформляют право собственности на квартиру позже, чем получают квартиру по акту от застройщика. Я писал о причинах этого. Так как подать заявление о согласовании вправе только собственник квартиры, а въезжать и жить нужно уже сейчас, большинство перепланировок в новостройках делаются без разрешения.

Оформить самовольную перепланировку после регистрации права собственности можно двумя способами:

  • административным, подав заявление в орган местного самоуправления в том же порядке, как и для не сделанной перепланировки;
  • через суд.

Часто органы местного самоуправления отказывает в согласовании выполненной перепланировки, отчего собственникам приходится идти за защитой в суд.

В суд можно обратиться также двумя способами:

  • в порядке искового производства;
  • в порядке административного производства.

Отличие двух способов обращения в суд в распределении бремени доказывания. В исковом производстве обязанность доказать тот факт, что перепланировка безопасна и не нарушает прав третьих лиц, лежит на собственнике квартиры. В административном процессе орган власти должен доказать законность своего отказа.

Кадр из фильма "Москва слезам не верит"В настоящем случае в результате перепланировки и переустройства однокомнатной квартиры собственник на месте части кухни сделал спальню, за счёт части жилой комнаты и прихожей - кладовую. В границах кухни устроена кухня-ниша площадью 2,3 кв.м., в связи с чем санитарно-техническое и электрическое оборудование кухни было перемещено в границах кухни. Несущие конструкции многоквартирного дома, вентиляционные и сантехнические короба, ограждающие конструкции квартиры затронуты не были. Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме не затронуто.

Администрация г.о. Химки вынесла решение об отказе в согласовании перепланировки, указав на следующие нарушения:

  1. Отсутствует технический паспорт жилого помещения (квартиры) до перепланировки, п. 4.1. постановления Администрации г.о. Химки Московской обл. от 20.08.2013 г. № 732;
  2. Отсутствует правоустанавливающий документ, подтверждающий личность собственника п. 4.1. постановления Администрации г.о. Химки Московской обл. от 20.08.2013 г. № 732;
  3. Отсутствует согласование с МКУ «Управление капитального строительства» п. 4.1. постановления Администрации г.о. Химки Московской обл. от 20.08.2013 г. № 732;
  4. Рекомендовать собственнику уведомить УК;
  5. Рекомендовать собственнику произвести гидроизоляцию в помещениях с мокрыми зонами;
  6. Рекомендовать собственнику предоставить оригиналы документов.

Собственнику пришлось обратиться в суд с иском о признании отказа незаконным по следующим основаниям. Интересы в суде представлял частный юрист Алексей Тимофеев.

В п. 4.1. постановления Администрации г.о. Химки Московской области от 20.08.2013 г. № 732 отсутствуют требования, на неисполнение которых ссылается Администрация. Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 26 ЖК РФ администрация не вправе требовать с административного истца дополнительные документы, не перечисленные в ч. 2 ст. 26 ЖК РФ. Согласно п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ жилищное законодательство относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Администрация, являясь органом местного самоуправления, не вправе устанавливать дополнительные требования в сфере согласования переустройства и перепланировки жилых помещений.

Таким образом, собственник квартиры предоставил полный комплект документов, необходимых для согласования переустройства и перепланировки.

Согласно строительно-техническому заключению, представленному в суд, перепланировка квартиры выполнена с нарушением п. 5.7. СП 54.13330.2011 «СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные», но не нарушает прав и законных интересов и не создаёт угрозу жизни, здоровью и имуществу пользователей квартиры и третьих лиц.

Несоответствие перепланировки п. 5.7. СП 54.13330.2011 «СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные» не имеет правового значения по следующим основаниям. В соответствии со ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, указанным в законе.

Следовательно, после вступления в силу соответствующих технических регламентов требования, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов РФ, утрачивают обязательную силу. Согласно ст. 5.1. Федерального закона «О техническом регулировании» особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2009 г.  № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.

Указанный перечень утверждён постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 г. № 1521. Пункт 5.7. СП 54.13330.2011 «СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные» в утверждённом Правительством РФ перечне отсутствует, следовательно, его требования не являются обязательными, а неисполнение этих требований не является нарушением.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания соответствия содержания оспариваемого решения нормативным правовым актам лежит на административном ответчике - администрации. Административный ответчик не доказал соответствие содержания оспариваемого решения закону, поэтому суд пришёл к обоснованному выводу о том, что выполненная перепланировка квартиры не нарушает права и законные интересы граждан и это не создаёт угрозу их жизни или здоровью, и удовлетворил заявленные требования, обязав администрацию принять решение о согласовании перепланировки и переустройства.

Нужна помощь? Звоните +7(985)477-69-70

Добавить комментарий