Про рейтинг управляющих компаний Московской области

Губернатор сказал, что УК с плохим рейтингом уйдут с рынка. Корректен ли сам рейтинг? Объективен ли он? Не нарушает ли закон? Разберемся!

Что случилось?

01 августа 2017 года прошло очередное заседание Правительства Московской области. Запись можно смотреть с 14:20:

Губернатор Московской области Воробьев А.Ю. уделил большое внимание рейтингу управляющих компаний Московской области и сказал, что компании, находящиеся в «красной зоне», должны уйти с рынка.

Что это за рейтинг такой?

Распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 08.06.2015 № 90-РВ установлено, что Госжилинспекция Московской области формирует рейтинг управляющих организаций на основании расчетов, произведенных в соответствии с утвержденным этим же распоряжением Порядком расчета критериев оценки эффективности деятельности организаций, осуществляющих управление жилищным фондом на территории Московской области.

Место в рейтинге определяется по сумме набранных баллов. Больше баллов - выше рейтинг. Баллы начисляются как исходя из вполне разумных критериев, так и исходя из необъективных и даже, на мой взгляд, противозаконных критериев.

К разумным критериям можно отнести возраст домов, находящихся под управлением УК. Чем старше дома, тем сложнее поддерживать их в надлежащем состоянии и тем, соответственно, выше балл. Берется в расчет время управления УК отдельно взятым домом.

Также является объективным показателем качества работы процентное соотношение количества обращений (жалоб) на работу управляющей организации, поступивших в Госжилинспекцию, к общей площади обслуживаемого этой УК жилищного фонда, и процент к обслуживаемой площади жалоб, поступивших через портал «Добродел», наличие благодарностей.

Для рейтинга имеет значение размер задолженности перед ресурсоснабжающими организациями, наличие в домах общедомовых приборов учета.

Учитывается платежная дисциплина в части оплаты наложенных Госжилинспекцией на УК штрафов, количество неисполненных в срок предписаний, учет при производстве начислений рекомендаций Министерства ЖКХ Московской области.

На рейтинг влияет информационная открытость управляющей компании (взаимодействие с советами домов, наличие аккаунтов в соцсетях) и квалификация сотрудников, подтвержденная соответствующими документами.

Что не так с рейтингом?

У рейтинга есть и темная сторона, необъективная и незаконная.

Так, в расчет берется количество возбужденных Госжилинспекцией административных дел. Откроем КОАП. Согласно ч. 4 ст. 28.1. дело об административном правонарушении считается возбужденным, как правило, с момента составления протокола об административном правонарушении.

Однако в своей практике юридического сопровождения управляющих компаний и ТСЖ я не раз отменял в суде постановления о наложении штрафов, вынесенные ГЖИ по результатам рассмотрения протоколов. Обжалуется только постановление по делу об административном правонарушении. Протоколы не обжалуются. Получается, что вины УК нет (постановление о наложении штрафа отменено), а рейтинг идет в минус, потому что был составлен протокол.

Исходя из своего опыта работы с ГЖИ, я полагаю, что в зачет идут все наложенные штрафы, даже если постановления по ним признаны незаконными и отменены в судах. Думаю, что как недостаток учитывается и неоплата штрафов по отмененным постановлениям, и неисполнение отмененных в суде предписаний.

Пункт 1 Порядка расчета критериев начисляет дополнительные баллы в зависимости от общей площади находящихся под управлением УК домов. Больше площадь – больше баллов. На мой взгляд, количество домов под управлением никак не влияет на качество обслуживания. Этот критерий необоснованно поощряет крупных игроков рынка и ущемляет небольшие компании.

Переходим к самому интересному

Согласно пункту 11 Порядка баллы начисляются за присоединение управляющей организации к Хартии о сотрудничестве в сфере управления МКД. В частности, 10 баллов начисляется за организацию расчетов за жилищно-коммунальные услуги посредством расчетно-кассового центра.

Пункт 6.1.8. Хартии предусматривает обязанность управляющей организации заключить договор с Единым информационно-расчетным центром Московской области на организацию расчетно-кассового обслуживания в сфере жилищно-коммунальных услуг.

В Московской области такой центр – это ООО «Московский областной единый информационно-расчетный центр», сокращенно ООО «МосОблЕИРЦ». Как следует из названия, это общество с ограниченной ответственностью – коммерческая организация, имеющая своей целью извлечение прибыли. За исполнение договоров на организацию расчетно-кассового обслуживания в сфере жилищно-коммунальных услуг МосОблЕИРЦ взимает с управляющей компании плату в несколько процентов от общей суммы начислений жителям.

Давайте посмотрим, кто стоит за МосОблЕИРЦ. Согласно данным ЕГРЮЛ более половины общества принадлежит ПАО «Мосэнергосбыт». В роли директора МосОблЕИРЦ выступает также ПАО «Мосэнергосбыт».

 Выписка из ЕГРЮЛ ООО МосОблЕИРЦ

 

Таким образом, место в официальном рейтинге УК, которое прямо влияет на возможность вести хозяйственную деятельность, зависит от выполнения наличия возмездного договора с коммерческой организацией, собственником которой является одна из ресурсоснабжающих организаций.

Лично я вижу здесь нарушение подп. 10 п. 1 ст. 15 федерального закона «О защите конкуренции», согласно которому органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается давать хозяйствующим субъектам указания о приобретении товара. Также нарушен запрет на дискриминационные условия, установленный подп. 8 п. 1 ст. 15 указанного закона: ООО «МосОблЕИРЦ» поставлено в выгодное положение по отношению к другим расчетно-кассовым центрам, осуществляющим деятельность на территории Московской области.

Мне кажется, есть основания для жесткой реакции Федеральной антимонопольной службы. А что думаете вы?

Понравилась статья? Поделитесь в соцсетях!

Добавить комментарий