Ошибки и неточности в расчетах и начислении платежей за коммунальные услуги — не редкость, а, скорее, правило. С этим сталкивается каждый, но не каждый готов, а главное, не каждый умеет добиваться на законных основаниях корректировки коммунальных платежей. Мы рассмотрим:
- законодательную базу, регулирующую правила и порядок начисления;
- типовые ошибки, которые совершают УК или ТСЖ при начислении квартплаты;
- что делать, если вы обнаружили неточности, неправомерно начисленные штрафы и другие ошибки в квитанциях.
Законодательство
Ключевой документ, регулирующий вопросы, связанные с начислением и оплатой коммунальных услуг — Жилищный кодекс РФ. В разделе VII (статьи 153–160) подробно раскрываются права и обязанности собственников жилья по уплате коммунальных платежей, получению субсидий, несению расходов на содержание общедомового имущества.
Кроме кодекса работают:
- Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 26.12.2016) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»;
- Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, в Приложениях к которым описаны алгоритмы расчета размера платы за КУ и требования к их качественным характеристикам.
Важно! Ставка по коммунальным платежам — величина динамическая. У неё есть верхний и нижний пороги, заходить за которые при установлении тарифов нельзя. Конкретный же тариф и нормы потребления утверждают органы власти субъектов Федерации (областей, республик, городов федерального подчинения).
Типовые ошибки
Следует помнить, что в большинстве случаев ошибка в начислении — результат действий управляющей компании или бухгалтерии товарищества собственников жилья. Среди типовых ошибок (вольно или невольно они допущены — другой вопрос):
- включение в пакет квитанций счетов за услуги, которые не входят в перечень коммунальных;
- увеличение тарифов на содержание общедомового имущества (если оно не согласовано с жильцами дома);
- выставление счетов для капремонта для тех жильцов, которые уже внесли долю в фонд капремонта или проживающих в домах, попадавших в целевую федеральную программу;
- отсутствие перерасчетов в начислении в ситуациях, когда объемы потребляемых коммунальных ресурсов были однозначно ниже (например, при длительном отсутствии жильцов в квартире);
- большой размер штрафов за просроченные платежи.
Что делать, если ошибка в начислении обнаружена
Единственным контрагентом на этапе обнаружения ошибки в начислении коммунальных платежей является УК или администрация ТСЖ. Подается заявление с требованием разъяснить причины неправильного начисления или обосновать цифры в квитанциях. Если ответа нет, гражданин может:
- обратиться с жалобой в жилищную инспекцию;
- обратиться в суд.
Общение с УК на всех этапах рекомендуется вести в письменной форме.
Если вы сомневаетесь в своих силах, решите свои проблемы с помощью профессионального юриста в сфере ЖКХ. Звоните +7(985)477-69-70!