ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области отказала в проведении кадастрового учёта земельного участка. При определении границ участка в натуре кадастровый инженер обнаружил, что земельный участок по документам кадастра залезает на автобусную остановку рядом.
Кадастровый инженер составил межевой план и обратился за исправлением кадастровой ошибки. Кадастровая палата сначала приостановила проведение кадастрового учёта, а затем вынесла решение об отказе в нём. Чиновник кадастровой палаты в решении об отказе указал, что в нарушение пунктов 13 и 67 приказа Минэкономразвития России от 24.11.2008 г. № 412 заключение кадастрового инженера не содержит вывода, обосновывающего существование границ земельного участка на местности более 15 лет и закрепленных с использованием объектов искусственного происхождения.
Я обжаловал этот отказ в Коптевском районном суде г. Москвы. Вывод об обязательности обоснования существования участка в этих границах более 15 лет, говорил я, основан на неверном толковании приказа.
Как следует из п. 67 указанного приказа, в заключении кадастрового инженера в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка, причём обоснование существования границ участка на местности более 15 лет – лишь один из возможных вариантов этого текста. Второй вариант, приведённый в этом пункте, - это описание конкретных объектов искусственного происхождения, которыми закреплены на местности границы земельного участка (вид объекта, например, забор). Перечень возможных обоснований не носит исчерпывающий характер.
Согласно тому же пункту 67 приказа выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка проводится на основании документов, перечисленных в части 9 статьи 38 федерального закона № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите «1» раздела «Исходные данные».
И только при отсутствии указанных документов местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности масштаба 1:5 000 и крупнее, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности 15 и более лет.
В ч. 9 ст. 38 федерального закона № 221-ФЗ указано, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.
Кадастровый инженер изготовил межевой план именно на основании такого документа, указав его реквизиты в разделе «Исходные данные» межевого плана. Это кадастровый план территории.
На основании указанного кадастрового плана определены границы смежных участков, в т.ч. автомобильной дороги с автобусной остановкой и обнаружено наложение зафиксированных в кадастре границ участка на автомобильную дорогу с автобусной остановкой. В заключении кадастрового инженера в виде связного текста приведено обоснование несоответствия фактических данных кадастрового участка данным кадастровой палаты (т.е. кадастрового плана).
Администрации местного сельского поселения предоставила отзыв, в котором подтвердила существование кадастровой ошибки и указала, что указанная остановка существует более семи лет. Больший срок сотрудники администрации указывать отказались.
И, наконец, доверитель по моей просьбе направил ряд запросов. На один из запросов был получен нужный ответ: ГБУ Московской области «Мосавтодор» сообщил, что остановка, к которой кадастровый инженер привязал границы участка, построена в 1983 году.
Суд признал отказ кадастровой палаты незаконным и обязал учесть изменения границ земельного участка.
Нужна помощь? Звоните +7(985)477-69-70