Изменения ОКАТО и ОКТМО

Разъясните, пожалуйста, что за изменения вводятся в коды ОКАТО и последует ли за этим какая-либо обязанность по изменению банковских счетов и дополнительных сведений об организации?

Для ответа на вопрос были использованы следующие документы и нормативно-правовые акты:

  • Налоговый кодекс РФ (НК РФ);
  • ОКАТО ОК 019-95 Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления;
  • ОКТМО ОК 33-2005 Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований;
  • ОКТМО ОК 33-2013 Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований;
  • Приказ Министерства финансов РФ от 15.10.2009 г. № 104н «Об утверждении формы декларации по налогу на добавленную стоимость и Порядка ее заполнения»;
  • Приказ Министерства финансов РФ от 24.11.2004 г. № 106н «Об утверждении Правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства финансов РФ от 05.09.2008 г. № 92н «Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации»;
  • Письмо Министерства финансов РФ от 25.04.2013 г. № 02-04-05/14508 «О составлении таблицы соответствия кодов ОКАТО кодам ОКТМО»;
  •  Приказ ФНС от 28.10.2011 г. № ММВ-7-11/696@ «Об утверждении формы декларации по земельному налогу в электронном виде и Порядка ее заполнения»;
  • Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14.06.2013 г. № 159-ст «О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора территорий муниципальных образований ОК 033-2013;
  • Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.04.2013 г. № ВАС-784/13 «О передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ».
  • Исходя из предоставленной информации, считаем необходимым сообщить следующее.

    ОКАТО – Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления – входит в состав национальной системы стандартизации Российской Федерации. ОКАТО предназначен для обеспечения достоверности, сопоставимости и автоматизированной обработки информации в разрезах административно-территориального деления в таких сферах, как статистика, экономика и другие (введение в ОКАТО).

    ОКАТО делит объекты административно-территориального деления на три уровня классификации согласно административной подчиненности. Объекты, включаемые в соответствующий уровень, прямо подчиняются объектам, указанным в предыдущем уровне. Принятая в ОКАТО иерархия объектов такова: субъекты РФ (первый уровень) - автономные округа, входящие в состав края или области, районы республики, края, области, автономной области, автономного округа, входящего в состав Российской Федерации, внутригородские районы, округа города федерального значения, города республиканского, краевого, областного значения (подчинения), поселки городского типа краевого, областного подчинения (второй уровень) - внутригородские районы, округа города республиканского, краевого, областного значения (подчинения), города районного значения (подчинения), поселки городского типа районного подчинения, сельсоветы (третий уровень). Структура ОКАТО описана во введении в ОКАТО.

    ОКАТО не устанавливает административно-территориальное деление России, а лишь описывает, повторяет его. В связи с постоянными незначительными (а иногда и большими) изменениями на территории РФ в ОКАТО регулярно вносятся изменения. Последние изменения в ОКАТО внесены за номером 221/2012 приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12.12.2012 г. № 1893-ст и вступили в силу с 01.01.2013 г.

    ОКАТО активно используется в бюджетном процессе для целей идентификации платежей, идентификации назначения платежей, получателей и отправителей платежей. ОКАТО используется плательщиками налогов, сборов и иных обязательных платежей при осуществлении платежей в бюджеты РФ, субъектов РФ и муниципальных образований РФ для формирования платежных документов. ОКАТО используется Федеральным казначейством, Министерством Финансов РФ, финансовыми органами субъектов РФ и муниципальных образований, налоговыми органами для распределения и администрирования денежных средств внутри бюджетов и между бюджетами, при формировании бюджета РФ, бюджетов субъектов федерации, бюджетов муниципальных образований на следующий период, отчетности по исполнению бюджетов, для контроля за целевым использованием средств соответствующего бюджета.

    Согласно приказу Министерства финансов РФ от 15.10.2009 г. № 104н «Об утверждении формы декларации по налогу на добавленную стоимость и Порядка ее заполнения» ОКАТО является обязательным реквизитом декларации по налогу на добавленную стоимость. Указание ОКАТО также обязательно в декларации по земельному налогу (Приказ ФНС от 28.10.2011 г. № ММВ-7-11/696@ «Об утверждении формы декларации по земельному налогу в электронном виде и Порядка ее заполнения»). Согласно п. 4 Правил указания информации, идентифицирующий платеж, в расчетных документах на перечисление налогов и сборов, иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами» (Приложение № 2 к приказу Министерства финансов РФ от 24.11.2004 г. № 106н «Об утверждении Правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации»), в поле 105 расчетного документа на перечисление налогов и сборов, указывается значение кода ОКАТО муниципального образования, на территории которого мобилизуются денежные средства от уплаты налога (сбора) в бюджетную систему РФ.

    Неверное указание кода ОКАТО в расчетном документе на уплату налога в соответствии с п. 11 приказа Министерства финансов РФ от 05.09.2008 г. № 92н «Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации» присвоение платежу статуса невыясненного платежа. При этом стоит учитывать, что сам факт неверного указания в расчетных документах ОКАТО не может свидетельствовать о неисполнении обязанности по уплате налога, - такую позицию выразил Высший Арбитражный Суд РФ в определении от 24.04.2013 г. № ВАС-784/13 «О передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ».

    Наряду с ОКАТО существует ОКТМО ОК 033-2005 – Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований 2005 года. Согласно введению в ОКТМО ОК 033-2005 цель указанного классификатора - обеспечение систематизации и однозначной идентификации на всей территории Российской Федерации муниципальных образований с отражением структуры и уровней территориальной организации местного самоуправления для решения задач сбора, автоматизированной обработки, представления и анализа информации в разрезе муниципальных образований в различных областях экономики, включая статистику, прогнозирование, налогообложение.

    Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14.06.2013 г. № 159-ст «О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора территорий муниципальных образований ОК 033-2013» с 01.01.2014 г. ОКТМО ОК 033-2005 отменяется и ему на смену приходит ОКТМО ОК 033-2013. Задачи нового ОКТМО остались прежними, несколько изменилась структура классификатора.

    Вместе с тем Министерство финансов РФ 25.04.2013 г. выпустило письмо № 02-04-05/14508 «О составлении таблицы соответствия кодов ОКАТО кодам ОКТМО», в котором указало, что в целях обеспечения систематизации и однозначной идентификации на всей территории РФ муниципальных образований и входящих в их состав населенных пунктов принято решение о переходе с 1 января 2014 года на использование в бюджетном процессе, вместо применяемых в настоящее время кодов ОКАТО на использование кодов ОКТМО, в связи с чем поручило финансовым органам субъектов РФ, а также УФК и УФНС России составить и согласовать таблицу соответствия кодов ОКАТО кодам ОКТМО. Данная таблица призвана минимизировать количество невыясненных платежей по налогам, сборам и внутрибюджетных транзакций в переходный период. Каких-либо изменений в порядок заполнения расчетных документов, касающихся замены кодов ОКАТО на коды ОКТМО, пока не принято. Однако, учитывая позицию Министерства финансов РФ, можно предположить, что в ближайшее время (до 01.01.2014 г.) будут приняты значительные изменения в требования к платежным документам, порядку заполнения различных деклараций, касающиеся замены кодов ОКАТО кодами ОКТМО.

    Стоит учитывать, что ОКАТО не отменяется и в новом году будет действовать.

    Резюме

    Никаких изменений в ОКАТО не вносится. Однако принят новый ОКТМО, вступающий в силу с 01.01.2014 г. и озвучено решение, в соответствии с которым на смену ОКАТО в бюджетном процессе с 01.01.2014 г. придет ОКТМО. Вероятнее всего, в ближайшее время в требования к заполнению расчетных документов и требования к заполнению различных деклараций будут внесены соответствующие изменения.

    Хотите получить письменную юридическую консультацию именно по Вашему вопросу? Позвоните сейчас.