Для ответа на вопрос были использованы следующие документы и нормативно-правовые акты:
- Жилищный Кодекс российской Федерации;
- Гражданский Кодекс Российской Федерации;
- Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»;
- Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним";
- Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641»;
- Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»;
- Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170;
- Постановление Правительства РФ № 290 от 03.04.2013;
- ГОСТ Р 56195-2014 «Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания придомовой территории, сбор и вывоз бытовых отходов. Общие требования», утвержденного приказом Росстандарта от 27.10.2014 г. № 1447-ст.;
- СП 2.3.6.1079-01. 2.3.6. Организации общественного питания. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья. Санитарно-эпидемиологические правила", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 06.11.2001;
- СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест" (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88);
- Закон г. Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях";
- Постановление Правительства Москвы от 06.07.2016 N 387-ПП «О систематическом наблюдении (мониторинге) и контроле в области благоустройства в городе Москве»;
- Постановление Правительства Москвы от 15.01.2008 № 9-ПП «Об утверждении норм накопления твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора»;
- Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №10/22 от 29.04.2010;
- Решение Московского городского суда от 20.03.2018 по делу № 7-768/2018;
- Решение Лефортовского районного суда города Москвы от 06.06.2018 по делу № 2-1215/2018.
Исходя из представленной информации, сообщаю следующее:
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 36 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
Таким образом, мусорные контейнеры и контейнерная площадка относятся к общему имуществу, если они расположены на земельном участке, принадлежащем собственникам помещений в многоквартирном доме, и являются элементами, предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома.
Согласно п. 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №10/22 от 29.04.2010. если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 ЖК РФ.
В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 ГК РФ имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка.
Более того, согласно ч. 2 ст. 23 федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а также ч. 5 ст. 40 федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация права собственности на жилое или нежилое помещение в доме одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество.
Таким образом, отсутствие постановки на кадастровый учет в отношении рассматриваемого придомового земельного участка не имеет значения при рассмотрении вопроса о нарушении прав собственников помещений в многоквартирном доме, который расположен на данном участке.
В соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, оборудование и иные объекты, используемые для сбора твердых бытовых отходов (мусоропроводы, контейнеры, бункеры-накопители, специально оборудованные площадки и т.п.), предназначены для обслуживания и эксплуатации всего многоквартирного дома. Эксплуатация таких объектов и оборудования, заключающаяся в сборе и вывозе накапливаемых в них твердых бытовых отходов, ремонте и содержании самих объектов, осуществляется собственниками помещений многоквартирного дома в общих интересах (п. п. 1.8, 3.7, 5.9 и др.).
Согласно п. 13 постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов, расположенных на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут собственники помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с постановлением Правительства РФ № 290 от 03.04.2013 года управляющая компания или ТСН обслуживает контейнерные площадки только в том случае, если они расположены на территории, входящей в состав общего имущества МКД.
Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами определен постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641".
В соответствии с п.п. 8(1) и 8(7) указанного постановления договор заключается по заявке организации, осуществляющей управление многоквартирным домом, либо по предложению регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. К заявке должны быть приложены документы, подтверждающие право распоряжения общим имуществом. Поэтому можно сделать вывод о неправомерности заключения договора на вывоз и утилизацию ТБО между компанией, осуществляющей вывоз мусора, и сторонним ТСЖ.
Также следует учесть, могут ли вообще поместиться на контейнерной площадке необходимые для обслуживания соседнего дома контейнеры. Согласно нормам накопления твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 15.01.2008 № 9-ПП житель Москвы производит 1,45 куб. м твердых бытовых отходов и 0,46 куб. м крупногабаритного мусора в год, всего – 1,91 куб. м. Из этого следует, что стандартный мусорный контейнер объемом 0,9 куб. м рассчитан не более чем на 171 жителя. При этом на контейнерной площадке могут стоять отдельные контейнеры специально для имеющихся организаций общественного питания, установленные согласно п. 2.6. СП 2.3.6.1079-01. 2.3.6. Организации общественного питания. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья. Санитарно-эпидемиологические правила", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 06.11.2001.
Общее число контейнеров на контейнерной площадке не может превышать пяти (п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88).
Для устранения нарушений прав собственников помещений в МКД, на чьей территории расположена контейнерная площадка, рекомендуется предпринять следующие меры.
- Принять меры к постановке на кадастровый учет и оформлению в собственность участка придомовой территории, на котором расположены мусорные контейнеры. Хотя данный факт и подразумевается законодательством, его официальная регистрация в органах Росреестра значительно упростит защиту прав собственников многоквартирного дома. Далее решением общего собрания определить контейнерные площадки, как общее имущество собственников помещений в МКД, чтобы закрепить свои права на распоряжение контейнерной площадкой по своему усмотрению. Данные действия необходимо предпринять, поскольку возможен и другой исход ситуации, когда органы местного самоуправления срочно оформят на себя право собственности контейнерными площадками с последующей их передачей на обслуживание региональному оператору по вывозу ТКО.
- Направить обращения:
- в Росприроднадзор на нарушение региональным оператором условий лицензии по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, а также проблемы, связанные с экологией и охраной окружающей среды;
- в орган местного самоуправления (Управу) на нарушение региональным оператором условий соглашения по обращению с ТКО. Жаловаться нужно в тот орган, который от имени региона подписывал соглашение с оператором. Текст соглашения должен быть выложен на сайте регионального оператора;
- в Роспотребнадзор на нарушение санитарно-эпидемиологических норм и правил;
- в случае установки дополнительных контейнеров – в ОАТИ города Москвы. В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 06.07.2016 N 387-ПП «О систематическом наблюдении (мониторинге) и контроле в области благоустройства в городе Москве» ОАТИ осуществляет систематическое наблюдение (мониторинг) за состоянием объектов благоустройства в городе Москве их соответствие обязательным требованиям;
- в прокуратуру, на нарушение прав собственников жилья, если жалобы в предыдущие ведомства не помогли;
- в суд о признании недействительным договора, заключенного между ТСЖ и организацией, осуществляющей вывоз мусора, об обязании ТСЖ оборудовать собственную контейнерную площадку для сбора мусора (Решение Лефортовского районного суда города Москвы от 06.06.2018 по делу № 2-1215/2018).
Собственникам помещений в многоквартирном доме, на чьей территории расположены контейнерные площадки необходимо подготовиться к изменениям в законодательстве, касающемся правил обустройства и эксплуатации площадок для сбора мусора. С 31.08.2018 г. правительство утвердило обновленные правила обустройства контейнерных площадок и ведения их реестра. Этот документ вступает в силу с 1 января 2019 года. В соответствии с ним все подготовленные площадки с мусорными баками попадают в единый реестр. Ответственными за поддержание их состояния становятся местные власти. Именно органы местного самоуправления по новым правилам обязуются создавать контейнерные площадки. Делаться это будет при условии письменного согласования с муниципалитетом. Реестр со всеми сведениями о контейнерных площадках планируется выкладывать сайте муниципального органа власти или ведомства, которое на уровне региона занимается вопросами ЖКХ.
В качестве альтернативы можно предложить собственникам многоквартирного дома, на чьей территории расположены мусорные контейнеры, использовать их в качестве дополнительного источника доходов. Согласно ч. 4 ст.36 ЖК РФ, по решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц. Так, заключив договор аренды с ТСЖ соседнего дома, вырученные средства можно использовать на содержание общедомового имущества.
Относительно ответственности ТСЖ соседнего дома за самовольное распоряжение не принадлежащим ему имуществом необходимо отметить следующее.
Вопрос сбора и вывоза бытовых отходов регулируется ГОСТом Р 56195-2014 «Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания придомовой территории, сбор и вывоз бытовых отходов. Общие требования», утвержденного приказом Росстандарта от 27.10.2014 г. № 1447-ст.
Согласно указанному стандарту исполнителем является лицо, оказывающее услуги содержания придомовой территории, сбор и вывоз бытовых отходов (п. 3.2). Подрядчик – это лицо, у которого с исполнителем заключен договор на выполнение части работ содержания придомовой территории многоквартирного дома и (или) сбор и вывоз бытовых отходов (п. 3.10). Потребитель – это лицо, пользующееся на законных основаниях помещениями многоквартирного дома и потребляющее услуги содержания придомовой территории, сбора и вывоза ТБО и КГО (п. 3.11).
В случае невозможности организовать сбор отходов на контейнерных площадках исполнитель организует сбор отходов непосредственно в спецтранспорт, оборудованный устройствами для такого способа сбора отходов.
При выполнении работ по вывозу мусора по заявкам потребителей многоквартирного дома или юридических лиц (собственников, арендаторов) нежилых помещений, расположенных в многоквартирном доме, оговаривается место и время кратковременной установки и вывоза контейнера и согласовывается с лицом, осуществляющим функции управления многоквартирным домом.
Таким образом, ТСЖ соседнего дома не организован сбор и вывоз мусора, в соответствии с требованиями законодательства, в том числе без нарушения прав собственников жилья соседнего дома.
Статьей 8.10 ч. 1 «Кодекса города Москвы об административных правонарушениях» предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных Правительством Москвы правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в городе Москве, за исключением случаев, предусмотренных статьями 4.8 и 8.16 настоящего Кодекса, в виде административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Так, Постановлением начальника инспекции по контролю за вывозом мусора ОАТИ города Москвы ТСЖ было назначено наказание в пределах санкции ст. ч. 1 ст. 8.10 КоАП Москвы за то, что управляющая организация не организовала работу по вывозу мусора, не выставляются контейнеры для бытовых отходов на придомовую территорию и жители многоквартирного дома осуществляют незаконный сброс бытовых отходов на территорию, обслуживаемую ГБУ «Жилищник района Очаково-Матвеевское» (Решение Московского городского суда от 20.03.2018 по делу № 7-768/2018).
Резюме:
В силу положений ст. 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Вопрос о месте размещения контейнерной площадки и возможности ее использования только для нужд жителей дома может быть разрешен собственниками помещений на общем собрании. Для защиты прав собственников многоквартирного дома, на чьей территории расположена контейнерная площадка, необходимо направить жалобы, описанные выше, и быть готовым защищать свои права в судебном порядке.
Полезная статья? Поделитесь в соцсетях!