Может ли налоговая проверять взносы в фонды

Имеет ли право налоговая инспекция при проведении выездной проверки проверять правильность начисления и уплаты взносов в фонды?

Для ответа на вопрос были использованы следующие документы и нормативно-правовые акты:

  • Налоговый кодекс  России;
  • Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования";
  • Методические рекомендации, утвержденные распоряжением Правления ПФР от 03 февраля 2011 г. № 34р;
  • Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством";
  • Приказ Минздравсоцразвития России от 7 декабря 2009 г. № 957н "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов";
  • Письмо Минздравсоцразвития России от 26 мая 2010 г. № 1344-19;
  • Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19.06.2012 г. по делу № А33-11220/2011.
  • Исходя из информации, предоставленной Вами, считаем необходимым сообщить нижеследующее.

    В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 89 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) выездная налоговая проверка осуществляется в помещениях проверяемого налогоплательщика, основанием которой является решение руководителя налоговой инспекции либо заместителя руководителя. Если же у проверяемого налогоплательщика не имеется возможности предоставить помещение для проведения выездной проверки, такая проверка может осуществляться по месту нахождения налоговой инспекции. Если налогоплательщик отнесен к крупнейшим налогоплательщикам, то решение о выездной проверке выносит налоговая инспекция, которая поставила этого налогоплательщика на учет.

    Согласно ст. 3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - ФЗ № 212) контроль за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой оплаты страховых взносов во внебюджетные государственные фонды выполняют:

    - Пенсионный фонд Российской Федерации  (далее – ПФР) и его территориальные органы касаемо страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которые подлежат оплате в Пенсионный фонд Российской Федерации и взносов, подлежащих оплате на обязательное медицинское страхование, которые подлежат оплате в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

    - Фонд социального страхования Российской Федерации (далее – ФСС), а также его территориальные подразделения касаемо страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с материнством, а также на случай временной нетрудоспособности, которые подлежат оплате в ФСС.

    Согласно Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" ФСС и его территориальные подразделения выполняют также контроль за правильностью оплаты обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию в связи с материнством, а также на случай временной нетрудоспособности.

    Пенсионный фонд России и его территориальные подразделения выполняют обмен информацией с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и его территориальными органами обязательного медицинского страхования в электронной форме в установленной законом порядке.

    О том, каким образом должна осуществляться выездная проверка, указано в ст. 35 ФЗ № 212, согласно которой выездная проверка плательщика страховых взносов осуществляется в помещении (на территории) плательщика страховых взносов, основанием для которой является решение руководителя либо его заместителя органа контроля за уплатой страховых взносов. В том случае, если плательщик страховых взносов не имеет возможности предоставить для проверяющих помещение, то выездная проверка может быть проведена по месту нахождения органа контроля за оплатой страховых взносов. При этом если проверяется обособленное подразделение, которое имеет отдельный баланс, расчетный счет и который начисляет выплаты и другие вознаграждения в пользу физических лиц, то такая проверка осуществляется в соответствии с решением органа контроля за уплатой страховых взносов по месту нахождения данного обособленного подразделения.

    В соответствии с распоряжением Правления ПФР от 03 февраля 2011 г. № 34р, утверждены Методические рекомендации по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов, которые осуществляют оплату и другие вознаграждения физическим лицам, которыми должны руководствоваться должностные лица территориальных подразделений ПФР (далее - Методические рекомендации). Данные  Методические рекомендации применяются к правоотношениям при осуществлении выездных проверок за расчетный период с 1 января 2010 г.

    Следует помнить, что, согласно п. 2.2.2 Методических рекомендаций,  выездные проверки обособленных подразделений вправе проводиться как по инициативе территориального органа ПФР, так и в рамках выездной проверки всей организации.

    По результатам проверки составляется решение, форма (9-ПФР) которого утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 7 декабря 2009 г. № 957н "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов".

    Согласно п. 3.5 Методических рекомендаций решение  составляется в 2-х экземплярах. Первый экземпляр выдается для ознакомления плательщику страховых взносов или его представителю на территории проверяемого либо в помещении территориального подразделения ПФР (в зависимости от места проведения проверки). Если плательщика знакомят с решением на территории подразделения ПФР, то представитель проверяемого плательщика страховых взносов вызывается посредством направления уведомления о вызове плательщика по форме № 7, утвержденной вышеуказанным № 957н. Второй экземпляр решения вкладывается к материалам выездной проверки.

    Согласно п. 3.7 Методических рекомендаций помимо ознакомления плательщика страховых взносов с решением органа контроля за оплатой страховых взносов, который проводит выездную проверку, этому плательщику вручается требование о предоставлении документов, которые необходимы для проведения такой проверки.

    Пунктом 4.2 Методических рекомендаций установлена форма № 14 установлено, по которому должно составляться требование о представлении документов, которое составляется должностным лицом органа контроля за уплатой страховых взносов, проводящего выездную проверку. Данное требование составляется в 2-х экземплярах, один экземпляр которого вручается под подпись руководителю проверяемой организации или индивидуальному предпринимателю на его территории, либо в помещении территориального органа ПФР (в зависимости от места проведения проверки) (п. 4.4 Методических рекомендаций).

    Согласно ч. 9 п. 35 ФЗ № 212 при выездной проверке проверяющие могут проверить период, который не превышает З-х календарных лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о проведении данной выездной проверки.

    В соответствии с ч. 10, 11, 13 ст. 35 Федерального закона № 212-ФЗ  выездная проверка плательщика страховых взносов осуществляется органом контроля за оплатой страховых взносов не чаще чем 1 раз в 3 года. Количество выездных проверок плательщика страховых взносов не зависит от количества проведенных выездных проверок его обособленных подразделений. Выездная проверка плательщика страховых взносов не может превышать двух месяцев. Если же проверяется обособленное подразделение плательщика взносов, то срок проверки не может быть воле 1 месяца.

    Согласно письму Минздравсоцразвития России от 26 мая 2010 г.                  № 1344-19, выездные проверки плательщиков страховых взносов территориальные подразделения  Пенсионного фонда России и Фонда социального страхования России будут проводить вместе. Также сказано, что расчетным периодом по страховым взносам является календарный год. Согласно официальной позиции Минздравсоцразвития России, выездная проверка правильности начисления и оплаты страховых взносов, администрируемых согласно Федеральному закону № 212-ФЗ, органами контроля за уплатой страховых взносов может быть осуществлена не раньше 2011 г. (за расчетный период 2010 г.). При этом, проверка осуществляется в связи с реорганизацией или ликвидацией организации, то она может проводиться независимо от времени проведения последней проверки. Поверяемый период при такой проверки также не может быть выше 3-х календарных лет, предшествующих календарному году, в котором и вынесено решение о проведении проверки (ч. 20 ст. 35 ФЗ № 212).

    В соответствии с ч. 7, 8 ст. 35 ФЗ № 212 и п. 2.2.6 Методических рекомендаций, по ходу выездной проверки органы контроля одновременно могут проверить правильность уплаты страховых взносов, расходов на выплату застрахованным лицам обеспечения в связи с временной нетрудоспособностью и материнством (полномочия ФСС), а также документы, которые связаны с представлением сведений индивидуального учета застрахованных лиц (полномочия ПФР).

    Согласно ст. 36, 37 Федерального закона № 212-ФЗ плательщик страховых взносов должен обеспечить доступ должностных лиц органа контроля за уплатой страховых взносов в свои помещения при наличии  служебных удостоверений проверяющих и решения руководителя либо его заместителя органа контроля о проведении выездной проверки.

    Следует помнить, что при воспрепятствовании доступу должностных лиц, проводящих выездную проверку, на территорию или в помещение плательщика руководитель проверяющего подразделения составляет акт по форме № 13, утвержденной вышеуказанным приказом Минздравсоцразвития России № 957н, который подписывается им и проверяемым лицом. На основании такого акта проверяющий орган по имеющимся у него данным может самостоятельно определить сумму страховых взносов, которая подлежит уплате проверяемым. Если проверяемое лицо отказывается подписать указанный акт, то в нем делается соответствующая запись.

    Согласно п. 4 ч. 2 ст. 28 и ч. 5 ст. 37 ФЗ № 212 документы, которые были запрошены в ходе выездной проверки, плательщик страховых взносов обязан представить в течение 10 рабочих дней со дня вручения соответствующего требования.

    Тот факт, что налоговые органы не вправе проверять правильность исчисления, своевременность, полноту оплату страховых взносов во внебюджетные фонды, обоснован также тем, что в соответствии с приказом Федеральной налоговой службы РФ от 31.12.2009 г. № ММ-7-1/722@ с 01.01.2010 г. налоговые органы не являются администраторами  страховых взносов в виде фиксированного платежа, сами налоговые органы признают это в суде (Постановление ФАС Московского округа от 30.06.2011 № КА-А41/6519-11 по делу № А41-25687/08).

    Резюме

    Действующим гражданским законодательством не предусмотрено проведение налоговыми органами выездных проверок за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой оплаты страховых взносов во внебюджетные государственные фонды, поскольку указанные функции выполняют: Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные подразделения в отношении тех страховых взносов, которые подлежат оплате в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также в отношении страховых взносов на обязательное медицинское страхование; Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные подразделения касаемо страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с материнством, а также на случай временной нетрудоспособности.

    Таким образом, налоговые органы не вправе осуществлять выездную налоговую проверку за правильностью начисления, своевременностью и полнотой оплаты страховых взносов, поскольку это выходит за пределы должностных полномочий сотрудником налоговых органов.

    При проведении выездной проверки, следует помнить, что проверяющие имеют право требовать от плательщика страховых взносов документы по формам, которые установлены государственными органами, служащие основаниями для начисления страховых взносов, в том числе документы, которые подтверждают правильность начисления страховых взносов; вызывать на основании письменного уведомления в органы контроля за уплатой страховых взносов плательщиков страховых взносов для дачи пояснений в связи с уплатой (перечислением) ими страховых взносов либо в связи с проверкой правильности уплаты страховых взносов в случаях, если представленные плательщиками взносов сведения являются неполными или носят противоречивый характер; определять суммы страховых взносов, которые подлежат оплате расчетным путем согласно имеющейся у них информации о плательщике, в том числе данных об иных аналогичных плательщиках страховых взносов в случаях отказа плательщика допустить должностных лиц для проведения проверки.

    Также следует иметь в виду, что вышестоящие органы контроля за оплатой страховых взносов могут отменять и изменять решения своих нижестоящих органов контроля в том случае, если  эти решения не соответствуют  законодательству Российской Федерации о страховых взносах.

    Хотите получить юридическую консультацию по Вашему вопросу? Позвоните мне сейчас!