Налоговая неправомерно заблокировала счет. Можно ли возместить убытки?

В результате неправомерных действий налоговой инспекции сорвалась крупная сделка (заблокировали счёт из-за незначительных, уже исправленных нарушений, как выяснилось позже – по ошибке). Можно ли привлечь налоговую к ответственности, кто и как в этом случае будет рассчитывать причинённый ущерб?

Для ответа на вопрос были использованы следующие документы и нормативно-правовые акты:

  • Налоговый кодекс РФ (НК РФ);
  • Гражданский кодекс РФ (ГК РФ);
  • Бюджетный кодекс РФ (БК РФ);
  • Положение о Федеральной налоговой службе (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 г. № 506);
  • Постановление Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ  № 6/8 от 01.07.1996 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ»;
  • Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 18.03.2010 г. № ВАС-2739/10;
  • Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.05.2013 г. № ВАС-6512/09;
  • Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 07.12.2011 по делу № А41-40904/10;
  • Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15.01.2013 г. по делу № А43-11288/2011.
  • Исходя из предоставленной информации, считаем необходимым сообщить следующее.

    Согласно главе 45 ГК РФ на основании заключенного договора банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступившие на счет организации-клиента денежные средства, а также исполнять поручения организации-клиента о перечислении денежных средств, выдаче денежных средств со счета и проведения иных банковских операций.

    Согласно ст. 858 ГК РФ банк обязан ограничить право своего клиента на распоряжение денежными средствами, если операции по счету приостановлены по основаниям и в порядке, установленном законом.

    В соответствии со ст .76 НК РФ руководитель или заместитель руководителя налогового органа, направившего организации требование об уплате налога, которое не было в срок исполнено организацией, вправе вынести решение о приостановлении операций по счету организации в банке. Приостановление операций по счету означает приостановление всех расходных операций по счету и не может быть распространено на платежи, очередность исполнения которых предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов. К указанным платежам относятся, согласно ст. 64 ГК РФ, требования граждан по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда жизни и здоровью организацией, расходы по оплате труда и иные, указанные в статье платежи.

    В соответствии со ст. 35 НК РФ налоговые органы несут ответственность за причиненные организации неправомерными действиями налогового органа убытки. Убытки возмещаются за счет федерального бюджета. Статья 103 НК РФ устанавливает, что возмещению подлежат убытки в полном объеме, включая упущенную выгоду. Также обязанность налогового органа возместить причиненные убытки основывается на статьях 15, 16, 1069 ГК РФ. Указанные выводы подтверждены многочисленной судебной практикой (определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 18.03.2010 г. № ВАС-2739/10, определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.05.2013 г. № ВАС-6512/09 и др.)

    Согласно ст. 158 БК РФ от имени РФ, в качестве представителя РФ по искам к РФ о возмещении вреда, причиненного организации в результате незаконных действий государственных органов выступает главный распорядитель средств федерального бюджета. В соответствии с п. 5.14. Положения о Федеральной налоговой службе (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 г. № 506) Федеральная налоговая служба является главным распорядителем средств федерального бюджета. Поэтому надлежащим ответчиком по такого рода искам будет являться Федеральная налоговая служба, а не конкретная налоговая инспекция. Указанный вывод нашел свое выражение в постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа от 07.12.2011 по делу № А41-40904/10.

    Согласно ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, обязано доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Сказанное означает, что наличие убытков, их размер, незаконность действий инспекции и причинно-следственную связь между действиями инспекции должен доказать налогоплательщик, обратившийся в суд с соответствующим иском.

    Резюме

    Убытки, возникшие у организации в результате незаконных действий (бездействия) налогового органа, подлежат возмещению в полном объеме за счет казны Российской Федерации.

    Ответчиком по данному иску должна являться Федеральная налоговая служба РФ.

    Организация-истец должна доказать в суде следующие обстоятельства:

    • Незаконность действий налоговой инспекции;
    • Наличие убытков;
    • Размер убытков;
    • Причинно-следственная связь между незаконными действиями налоговой инспекции и возникновением у организации убытков. В данном случае это факт того, что единственным препятствием к заключению договора явилась блокировка счета налоговой инспекцией.

    Доказывание факта связи незаключения договора и приостановления операций по счетам может быть осуществлено, прежде всего, с помощью документов: преддоговорная переписка с сторонней организацией, согласованный проект договора и пр. Также могут быть использованы письма от контрагентов, свидетельские показания.

    Взысканию подлежат убытки, т.е. реальный ущерб и упущенная выгода. Реальным ущербом именуются расходы, которые организация произвела или должна будет произвести для восстановления нарушенного действиями налогового органа права. Упущенной выгодой являются доходы, которые организация получила бы, если бы налоговый орган не нарушил права организации-налогоплательщика.

    Согласно п. 11 совместного постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ  № 6/8 от 01.07.1996 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ» при определении размера упущенной выгоды должен быть определен с учетом разумных затрат, которые кредитор должен был понести, если бы обязательство было исполнено. При определении размера неполученных доходов необходимо, помимо установления размера упущенной выгоды, еще подтвердить достоверность доходов, которые пострадавшая организация предполагала получить в случае, если ее счет не был бы заблокирован налоговой инспекцией. Помимо собственного расчета упущенной выгоды, который организации необходимо приложить к исковому заявлению, целесообразно в суде заявить также ходатайство о проведении судебной финансово-экономической экспертизы. Данные такой экспертизы могут быть использованы судом (постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15.01.2013 г. по делу № А43-11288/2011).

    Определению подлежит размер дохода, который мог быть реально получен истцом. Истец должен был иметь возможности для исполнения незаключенного договора: необходимый штат сотрудников, материально-техническую базу и пр.

    Хотите получить юридическую консультацию по Вашему вопросу? Звоните сейчас!