Для ответа на вопрос были использованы следующие документы и нормативно-правовые акты:
Исходя из предоставленной информации, считаем необходимым сообщить следующее.
В соответствии со статьями 246 и 247 НК РФ организации, находящиеся на общей системе налогообложения, обязаны уплачивать налог на прибыль организаций, объектом налогообложения для организаций, зарегистрированных по праву РФ на территории РФ по которому является доходы организации, уменьшенные на ее расходы. Состав доходов и расходов организации определяется в соответствии с главой 25 НК РФ.
Расходами организации, согласно положениям ст. 252 НК РФ, являются документально подтвержденные и экономически обоснованные затраты (в ряде случаев – убытки) налогоплательщика. Согласно подп. 9. п. 1 ст. 264 НК РФ в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, относятся расходы на оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию, в том числе отчисления в резерв на предстоящие расходы на гарантийное обслуживание и гарантийный ремонт.
Статья 267 НК РФ посвящена формированию резерва по гарантийному обслуживанию и гарантийному ремонту. Судебная практика не различает гарантийное обслуживание и гарантийный ремонт, что подтверждается постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 21.07.2010 г. № Ф03-4623/2010 по делу № А73-1526/2010, постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11.03.2011 г. по делу № А27-9310/2010). Гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание представляют собой выполнение продавцом ремонта товара либо ремонта созданных (переработанных, отремонтированных) подрядчиком объектов в пределах гарантийного срока. От гарантийного обслуживание следует отделять сервисное обслуживание – обязанность продавца (подрядчика) в соответствии с условиями договора осуществлять некоторые регламентные работы в отношении товара (объекта), не имеющего неисправностей, в целях увеличения срока службы товара (объекта), предотвращения поломок и ухудшения потребительских качеств товара (объекта). Вместе с тем, так как нормативное обоснование понятия «сервисное обслуживание» отсутствует, суды зачастую смешивают эти понятия (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15.02.2011 г. по делу № А32-2974/2010).
Как следует из ст. 267 НК РФ, налогоплательщик, осуществляющий гарантийный ремонт и обслуживание, вправе создать резерв на предстоящие расходы по гарантийному ремонту и обслуживанию. Достоинства таких резервов – то, что отчисления на формирование таких резервов учитываются в составе расходов на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание по мере отчислений, в том числе до фактических затрат организации на проведение ремонта.
В случае превышения расходов на гарантийное обслуживание над размером резерва, расходы налогоплательщика, превышающие сумму резерва, все равно учитываются для определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций в числе прочих расходов, связанных с производством и реализацией согласно подп. 9 п. 1 ст. 264 НК РФ. В случае если расходы на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание за отчетный период составили сумму меньше отчислений в резервный фонд, размер резервного фонда подлежит корректировке.
Формированию подлежит единый резерв, законодатель не предусмотрел возможности формирования отдельных резервов по разным группам товаров, о чем свидетельствует позиция Министерства финансов РФ и арбитражная практика (письмо Министерства финансов РФ от 15.10.2008 г. № 03-03-06/587, постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24.11.2005 г. № А43-3494/2005-36-145).
Формирование резерва расходов на предстоящие расходы по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию в соответствии со ст. 267 НК РФ является правом, а не обязанностью налогоплательщика. Указанный вывод подтвержден как письмом Министерства финансов РФ от 23.11.2004 г. № 03-03-01-04/138, так и судебной практикой (решение Арбитражного суда Иркутской области от 25.04.2007 г. по делу № А19-26367/06-50)
Резюме
Расходы на осуществление гарантийного ремонта и гарантийного обслуживания, понесенные организацией, находящейся на общей системе налогообложения, при исчислении объекта налогообложения по налогу на прибыль как прочие расходы, связанные с производством и реализацией, то есть указанные расходы уменьшают налогооблагаемую базу.
Также налогоплательщик может (но не обязан) создать резерв по гарантийному обслуживанию и гарантийному ремонту. Резерв может быть только один, формирование нескольких резервов по отдельным группам товаров не предусмотрено. Налогоплательщик самостоятельно определяет размер резерва, однако впоследствии резерв подлежит корректировке. Предельный размер резерва рассчитывается путем умножения доли (десятичной или дроби) фактических расходов на ремонт в объеме выручки от реализации таких товаров за последние три года (такие расходы не осуществляются пока в течение трех лет, то за весь фактический период таких расходов) на объем выручки от реализации указанных товаров за отчетный (налоговый) период – ст. 247 НК РФ.
По результатам расходов на оказание услуг по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию налогоплательщик производит корректировку размера ранее созданного резерва.
В случае если расходы на гарантийное обслуживание и гарантийный ремонт превысили размер созданного резерва, указанные дополнительные расходы налогоплательщика учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией и также уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль организаций.
Таким образом, любые расходы организации на оказание услуг по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию проданных этой организацией товаров уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль организаций.
Хотите получить юридическую консультацию по Вашему вопросу? Звоните сейчас!