Для ответа на вопрос были использованы следующие документы и нормативно-правовые акты:
- Гражданский кодекс, часть I.
- Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям".
- Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
- Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица".
- Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.08.2009 по делу № А78-6367/08.
- Постановление ФАС Московского округа от 18.01.2012 по делу № А41-8923/11.
Исходя из информации, предоставленной Вами, считаем необходимым сообщить нижеследующее.
Актуальность темы, затронутой в вопросе, настолько велика, что как юридическая, так и судебная практики за последние десятилетие не раз кардинально меняли свой вектор, от признания за юридическим лицом практически полной свободы в месте его нахождения, до абсолютной привязки к адресу, указанному в уставных документах.
В связи с этим необходимо обратить внимание на последние изменения в гражданском законодательстве. Согласно приятым поправкам в Гражданский кодекс РФ (Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям") на регистрирующий орган (Федеральную налоговую службу России) в настоящее время возложена обязанность по проведению проверки достоверности данных, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц. Подтвержденная информация о недостоверности сведений о месте нахождения постоянно действующего исполнительного органа общества является основанием для отказа в государственной регистрации вносимых в его учредительные документы изменений.
В соответствии со ст. 54 Гражданского кодекса РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае его отсутствия - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Как правило, на практике юридическим называют адрес, указанный в учредительных документах организации и, соответственно, занесенный в ЕГРЮЛ, а фактическим - адрес, где организация непосредственно осуществляет свою деятельность и по которому ей следует направлять почтовую корреспонденцию. Зачастую эти два адреса не совпадают. Нередко случается так, что контрагенты, налоговые или судебные органы, ориентируясь на данные из ЕГРЮЛ, не могут найти организацию, и корреспонденция, направленная по юридическому адресу, возвращается отправителю. Такая ситуация в первую очередь играет на руку недобросовестным налогоплательщикам и контрагентам.
В связи со множеством возникающих в связи с этим вопросов Высший арбитражный суд РФ в своем Постановлении от 30.07.2013 № 61 прямо указал, что при рассмотрении споров о достоверности адреса юридического лица, следует учитывать, что в силу требования норм Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица отражается в едином государственном реестре юридических лиц для целей связи с юридическим лицом.
Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в реестре, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя, и такое юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные об адресе юридического лица, полученные из реестра, ссылаться на информацию об адресе, не внесенную в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем (в том числе на ненадлежащее извещение в ходе рассмотрения дела судом), за исключением случаев, когда соответствующие данные внесены в ЕГРЮЛ в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица.
Как видим, указанный судебный акт подвел черту под многочисленными спорами о риске отсутствия юридического лица по адресу его местонахождения. И хотя такие постановления и не являются нормами права и не подлежат непосредственному применению, однако надо понимать, что арбитражные суды при рассмотрении и разрешении аналогичного спора обязаны будут их учитывать. В этой связи и вышеупомянутый и Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям" закрепил, что сведения об организации, содержащиеся в ЕГРЮЛ, считаются априори действительными. Юридический адрес компании должен совпадать с фактическим. Компания теперь не может ссылаться на то, что фактически находится по иному адресу. Причем ей в рамках гражданского законодательства придется возмещать убытки налоговым и другим государственным органам и контрагентам, если в реестре указан неправильный адрес.
Надо заметить, что ранее, до принятия указанного Постановления, суды могли отказать налоговым органам в требованиях к юридическому лицу, ссылаясь на тот факт, что, например, налоговая инспекция, знавшая о фактическом месте нахождения организации, направила требования по месту нахождения налогоплательщика, а не по этому адресу (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.08.2009 по делу № А78-6367/08). Теперь организация должна помнить, что с 30.07.2013 в случае направления документов налоговыми органами по почте они будут приходить по месту ее нахождения, указанному в сведениях о регистрации, и суды в таких ситуациях не будут признавать действия налоговой незаконными.
Следует обратить внимание, что регистрирующий орган ограничен в возможностях отказа в регистрации юридического лица по мотивам непригодности помещения или даже отнесения его к жилому фонду. Так, регистрирующий орган не вправе отказать в государственной регистрации на основании того, что объект недвижимости, адрес которого указан для целей осуществления связи с юридическим лицом, непригоден для осуществления деятельности по тем видам, которые заявлены в уставных документах, представленных для государственной регистрации. Также неправомерен отказ в государственной регистрации юридического лица по месту жительства единственного учредителя в жилом фонде (Постановление ФАС Московского округа от 18.01.2012 по делу № А41-8923/11).
Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что в настоящее время, с учетом сложившейся судебной практики и действующих изменений в гражданское законодательство, за достоверность юридического адреса, указанного в регистрационных документах юридического лица (ЕГРЮЛ), а также за неполучение по этому адресу документов отвечает сама организация. Юридическое лицо несет теперь самостоятельный риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в государственном реестре, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя.
Резюме. В практике деятельности организаций возникает масса споров о достоверности юридических адресов при государственной регистрации.
Место нахождения юридического лица, согласно действующим гражданско-правовым нормам, определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае его отсутствия - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
До настоящего времени значительное число организаций указывало в качестве адресов для связи не свое местонахождения, а другие фактические адреса. А также нередки на практике случаи, когда по имеющемуся юридическому адресу у организации отсутствует договор с почтовой организацией, в связи, с чем корреспонденция не доставляется.
Эту ситуацию призваны были исправить как законодательные органы, так и судебная практика. Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям" были внесены существенные изменения. Они касаются требований о месте нахождения юридического лица. Теперь установлено, что сведения об организации, содержащиеся в ЕГРЮЛ, считаются действительными. Юридический адрес компании должен совпадать с фактическим. Организация отныне не может ссылаться на то, что фактически находится по иному адресу. Причем ей придется возместить убытки госорганам и контрагентам, если в реестре указан неправильный адрес. В процессе проведения государственной регистрации регистрирующий орган должен будет проверить достоверность сведений, включаемых в реестр.
Эти положения были закреплены на самом высшем судебном уровне. Пленум ВАС РФ в Постановлении от 30.07.2013 № 61 разъяснил, что юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в реестре, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя, и такое юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные об адресе юридического лица, полученные из реестра, ссылаться на информацию об адресе, не внесенную в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем (в том числе на ненадлежащее извещение в ходе рассмотрения дела судом), за исключением случаев, когда соответствующие данные внесены в ЕГРЮЛ в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица.
Таким образом, в настоящее время ответственность за последствия неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, несет само юридическое лицо. Также юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные об адресе в ЕГРЮЛ, ссылаться на данные, не внесенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем.
Остались вопросы? Позвоните сейчас и получите ответ на свой вопрос!