Неустойка по государственному контракту

Государственный контракт на поставку оборудования был организацией выполнен в 2012 году. Однако поставка была просрочена на 1 день. В августе уже 2013 года государственный заказчик высылает нам уведомление о необходимости оплатить штрафные санкции на день оплаты по ставке 1/300 рефинансирования. Вправе ли заказчик заявлять о таком требовании по истечении года после фактической поставки? Ведь это фиктивно увеличивает сумму штрафа? Притом, что товар уже поставлен.

Для ответа на вопрос были использованы следующие документы и нормативно-правовые акты:

  • Федеральный закон от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;
  • Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ);
  • Указание Банка России от 13.09.2012 г. № 2873-У «О размере ставки рефинансирования Банка России»;
  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 6  и Пленума Высшего Арбитражного Суда № 8 от 01.07.1996 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ»;
  • Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.09.1998 г. № 2959/98;
  • Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21.09.1999 г. № 4896/98;
  • Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 07.02.2012 г. № 12990/11;
  • Определение Высшего Арбитражного Суда РФ      от 15.08.2013 г. № ВАС-11067/13;
  • Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 07.08.2013 г. по делу № А41-47467/12.
  • Исходя из предоставленной информации, сообщаем следующее.

    Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона  от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» под государственным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации или субъекта России в целях обеспечения государственных нужд.

    Согласно ст. 432 ГК РФ договор (в т.ч. и государственный контракт как его разновидность) считается заключенным, если между его сторонами (в настоящем случае между государственным заказчиком и поставщиком) достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. К существенным условиям договора относятся в т.ч. условия, которые названы в договоре как существенные или необходимые для договоров данного вида. В соответствии с ч. 10 ст. 9 Федерального закона  от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в государственный контракт включается обязательное условие об ответственности поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом. Часть 11 ст. 9 указанного закона устанавливает минимальный размер неустойки поставщика в 1/300 ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки. С учетом размера ставки рефинансирования на текущий день (8,25 % годовых, установлено Указанием Банка России от 13.09.2012 г. № 2873-У «О размере ставки рефинансирования Банка России») минимальный размер неустойки составляет 0,0275 % в день. Больший размер неустойки может быть установлен в государственном контракте по соглашению сторон в силу ст. 421 ГК РФ.

    Как указано выше, неустойка начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства. При этом обязательством по государственному контракту в рассматриваемом случае является обязанность поставить товар надлежащего качества, в надлежащем количестве и в надлежащие сроки, а не обязанность уплатить неустойку. Другими словами, неустойка в Вашем случае должна быть уплачена за один день просрочки поставки товара. Для расчета размера неустойки используется (если контрактом не установлено иное) стоимость непоставленного в срок товара. Неустойка на сумму неустойку в связи с неоплатой (неустойки) не начисляется в связи с тем, что по смыслу главы 25 ГК РФ за одно правонарушение не могут быть применены сразу две меры ответственности. Указанный вывод подтвержден Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21.09.1999 г. № 4896/98, Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.09.1998 г. № 2959/98 и п. 51 совместного Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 6  и Пленума Высшего Арбитражного Суда № 8 от 01.07.1996 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ».

    Таким образом, требование государственного заказчика оплатить штрафные санкции на день оплаты является необоснованным. В рассматриваемом случае подлежит уплате лишь неустойка за один день просрочки поставки товара.

    Также стоит учитывать, что согласно ч. 11 ст. 9 Федерального закона  от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» поставщик освобождается от уплаты неустойки, если докажет, что просрочка поставки произошла вследствие непреодолимой силы или по вине государственного заказчика.

    Принятие государственным заказчиком решения о взыскании с поставщика неустойки влечет для поставщика также неблагоприятные последствия, выражающиеся во включении соответствующих сведений в реестр контрактов, заключенных по итогам размещения заказов (ст. 18 Федерального закона  от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»).

    Сам факт наличия неустойки, размер неустойки и, в связи с этим, законность принятого государственным заказчиком решения о взыскании неустойки с поставщика могут быть обжалованы в судебном порядке. Неустойка может быть значительно снижена в связи с неправильным расчетом либо в связи с ее явной несоразмерностью последствиям нарушения поставщиком обязательства (ст. 333 ГК РФ), что подтверждается, например, Определением Высшего Арбитражного Суда РФ    от 15.08.2013 г. № ВАС-11067/13. Можно занять выжидательную позицию и ждать, обратится ли заказчик в суд с требованием о взыскании неустойки в пределах срока исковой давности.

    Не стоит упускать из виду, что в случае несвоевременной оплаты товара государственным заказчиком, поставщик также может предъявить требования об уплате неустойки заказчиком в соответствии с договором или с ч. 9 ст. 9 Федерального закона  от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». В случае наличия взаимных денежных требований встречные однородные требования могут быть зачтены по заявлению одной из сторон согласно ст. 410 ГК РФ. Возможность одностороннего зачета неустойки допускается правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной им в Постановлении  от 07.02.2012 г. № 12990/11.

    К требованиям об уплате неустойки применяется общий срок исковой давности, установленный ст. 196 ГК РФ в три года, который исчисляется в настоящем случае согласно ст. 200 ГК РФ с момента возникновения права заказчика потребовать уплаты неустойки. При этом необходимо учитывать правовую позицию, занятую арбитражными судами о том, что неустойка – длящаяся санкция, которая начисляется за каждый день нарушения обязательства и, соответственно неустойка, начисляемая за каждый день нарушения обязательства, представляет собой отдельное требование, к которому должен быть применяться установленный законом срок исковой давности (Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 07.08.2013 г. по делу № А41-47467/12).

    Резюме

    Так как срок исковой давности не пропущен, в настоящем случае государственный заказчик имеет право потребовать уплаты неустойки за один день  - день просрочки поставки. Неустойка (штраф, пени) на неустойку по день оплаты не начисляется.

    Хотите получить письменную юридическую консультацию именно по Вашему вопросу? Просто позвоните сейчас.