Для ответа на вопрос были использованы следующие документы и нормативно-правовые акты:
Исходя из предоставленной информации, считаем необходимым сообщить следующее.
Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении видов предпринимательской деятельности, перечисленных в п. 2 ст. 246.26. НК РФ.
На территории Москвы, например, ЕНВД действует только в отношении отдельных видов деятельности и только на территориях, присоединенных к Москве в результате расширения ее границ. Перечень видов деятельности, по которым применяется ЕНВД, и территории, на которые это распространяется, указаны в Законе г. Москвы от 26.09.2012 г. № 45 «О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности».
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» применение включенной в государственный реестр контрольно-кассовой техники индивидуальными предпринимателями при наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт в случае продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, обязательно.
Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» вместо ККТ при применении наличных денежных расчетов могут быть использованы бланки строгой отчетности. Порядок осуществления расчетов с использование бланков строгой отчетности утвержден Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 г. № 359 «О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники».
Федеральный закон от 17.07.2009 г. № 162-ФЗ «О внесении изменения в статью 2 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» дополнил Федеральный закон от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» пунктом 2.1. статьи 2, в соответствии с которым индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 НК РФ, не подпадающие под действие пунктов 2 и 3 статьи 2 указанного закона, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу). Указанный документ выдается в момент оплаты товара (работы, услуги) и должен содержать следующие сведения:
- наименование документа;
- порядковый номер документа, дату его выдачи;
- наименование для организации (фамилия, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя);
- идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей (выдавшему) документ;
- наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
- сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты, в рублях;
- должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись.
Не исключено формирование такого документа с использованием специализированных программ (например, IIKO – для предприятий общественного питания).
Формулировка указанного пункта вызывает массу вопросов, в связи с чем, налоговые органы занимают выгодную для себя позицию и зачастую настаивают на необходимости применения индивидуальными предпринимателями и организациями, использующими систему ЕНВД, контрольно-кассовой техники или бланков строгой отчетности, привлекая несогласных к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.15. КОАП РФ.
Налоговые органы могут указывать, что положения пункта 2.1. ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» могут применяться только в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, не подпадающих под пункты 2 и 3 указанной статьи. Под пункт 2 рассматриваемой статьи фактически подпадают все организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги населению. Следовательно, считают налоговые органы, под действие пункта 2 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» не подпадают организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги не населению, а иным субъектам (т.е. организациям), а также организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие не услуги, т.е. выполняющие работы или продающие товары. В суде представители налоговой инспекции обычно затрудняются назвать вид деятельности, облагаемый по системе ЕНВД и не попадающий под действие пункта 2 статьи 2 указанного закона.
Приведенная позиция является неверной. Системное толкование пунктов 1., 2 и 2.1. ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ позволяет определить действительную волю законодателя, в соответствии с которой п. 2.1. ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ относится к любой организации и любому индивидуальному предпринимателю, использующему систему ЕНВД, вне зависимости от того, осуществляет такая организация или индивидуальный предприниматель расчеты с населением или с организациями; важен лишь факт использования системы ЕНВД. Иное толкование неверно, т.к. установление для организаций (индивидуальных предпринимателей), использующих ЕНВД, обязанности иметь ККТ либо бланки строгой отчетности, лишено практического смысла и не соответствует целям фискального контроля: размер выручки организации (индивидуального предпринимателя) не влияет на размер налогооблагаемой базы, соответственно, необходимость контроля за размером выручки организации (индивидуального предпринимателя) отсутствует. На защиту прав потребителей направлена норма п. 2.1. ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ, обязывающая организацию (индивидуального предпринимателя) по требованию покупателя выдать документ, подтверждающий получение денег. Правильность указанного толкования подтверждена, в частности, Постановлением ФАС МО от 12.05.2010 г. по делу № КА-А41/4665-10, Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2013 г. по делу № А41-38422/12, Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2011 г. по делу № 09АП-14634/2011; Постановлением ФАС ВСО от 18.07.2012 г. № А19-3656/2012, Постановлением ФАС ЗСО от 11.02.2011 г. по делу № А45-8574/2010 и др.
Резюме
Индивидуальный предприниматель, использующий систему ЕНВД, вправе осуществлять денежные расчеты и расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ по любому (в рамках ЕНВД) виду деятельности при условии выдачи покупателю (потребителю) по требованию документа, подтверждающего получение денег (не являющегося бланком строгой отчетности).
Хотите получить письменную юридическую консультацию именно по Вашему вопросу? Позвоните сейчас.