Для ответа на вопрос были использованы следующие документы и нормативно-правовые акты:
Исходя из предоставленной информации, считаем необходимым сообщить следующее.
Согласно ст. 59 Конституции РФ защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» воинская обязанность граждан РФ предусматривает воинский учет. Пункт 1 ст. 4 указанного закона устанавливает обязанность руководителей организаций (или других лиц, на которых возложена обязанность по проведению военно-учетной работы) по оповещению граждан о повестках (вызовах) военных комиссариатов, по обеспечению гражданам возможности своевременной явки по вызовам (повесткам) военных комиссариатов, по направлению в двухнедельный срок по запросам военных комиссариатов необходимых для занесения в документы воинского учета сведений о гражданах, поступающих на воинский учет, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете. Указанные требования распространяются на руководителей и иных ответственных лиц организаций в отношении работников, работающих (проходящих службу) в этих организациях (решение Хабаровского краевого суда от 15.12.2005 г. по делу № 3-263/05).
Способы ведения военно-учетной работы в организациях детально раскрыты в Методических рекомендациях по ведению воинского учета в организациях (утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.04.2008 г.) Согласно п. 29 указанных рекомендаций руководители и иные ответственные лица организаций:
- направляют в 2-недельный срок в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятию (поступлению) или увольнению (отчислению) их с работы (из образовательных учреждений) В случае необходимости, а для призывников в обязательном порядке, в целях постановки на воинский учет по месту жительства или месту пребывания либо уточнения необходимых сведений, содержащихся в документах воинского учета, оповещают граждан о необходимости личной явки в соответствующие военные комиссариаты или органы местного самоуправления. Форма направляемых сведений утверждена указанными рекомендациями;
- направляют в 2-недельный срок по запросам соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления необходимые сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете. Форма сведений также утверждена рекомендациями;
- представляют ежегодно, в сентябре, в соответствующие военные комиссариаты списки граждан мужского пола 15- и 16-летнего возраста а до 1 ноября - списки граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет. Кроме того, приложением к списку граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, руководители образовательных учреждений представляют в военный комиссариат заполненные анкеты указанных лиц. Форма списков утверждена Методическими рекомендациями, а также Инструкцией по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан РФ, не пребывающих в запасе (утв. Приказом Министра обороны РФ от 02.10.2007 г. № 400 «О мерах по реализации Постановления Правительства РФ от 11.11.2006 г. № 663»);
- сверяют не реже 1 раза в год сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета граждан;
- сверяют не реже 1 раза в год сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления;
- вносят в личные карточки (унифицированная форма № Т-2, утверждена Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 г. № 1) сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете, и в 2-недельный срок сообщают об указанных изменениях в военные комиссариаты;
- оповещают граждан о вызовах (повестках) соответствующих военных комиссариатов или органов местного самоуправления и обеспечивают их своевременную явку в места, указанные военными комиссариатами, в том числе в периоды мобилизации, военного положения и в военное время.
Как указано выше, руководители и ответственные лица организаций обязаны сообщать в военные комиссариаты и (или) в органы местного самоуправления определенные сведения относительно граждан, подлежащих воинскому учету. Таким образом, обязанность уведомить военный комиссариат возникает у руководителя (ответственного лица) организации в случае расторжения трудового договора с гражданином России, подлежащим воинскому учету.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» на воинском учете обязаны состоять следующие граждане России, не освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии с Федеральным законом 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», не проходящие военную службу, не отбывающие наказание в виде лишения свободы, постоянно проживающие в РФ, мужского пола (а также женщины, обладающие военно-учетной специальностью). Граждане, которые освобождаются или могут быть освобождены от призыва на военную службу, перечислены в пунктах 1 и 2 ст. 23 указанного закона.
Граждане, состоящие на воинском учете и находящиеся в запасе, снимаются с воинского учета по достижении возраста, определенного ст. 53 Федерального закона 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
За несообщение сведений об увольнении из организации гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете частью 3 ст. 21.4. КОАП РФ предусмотрено наложение административного штрафа в размере от 300 до 1000 рублей. Данный штраф налагается на руководителя организации или на лицо, на которое приказом или должностной инструкцией, трудовым договором возложена обязанность по выполнению обязанностей, связанных с воинским учетом. Ответственности подлежит руководитель, которым может являться как физическое лицо (директор), так и юридическое лицо, исполняющее функции руководителя (управляющая компания). Забавно, но в случае отсутствия в организации единоличного исполнительного органа и присутствия вместо него коллегиального исполнительного органа состав административного правонарушения отсутствует, т.к. в соответствии с п. 1 ст. 2.1. КОАП РФ субъектом административного правонарушения может являться только физическое или юридическое лицо. Лица, входящие в состав коллегиального органа, не могут единолично влиять на действия этого органа, и поэтому невиновны.
Также в соответствии с ч. 4 ст. 98 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» работодатель, выплачивающий заработную плату работнику, получивший от судебного пристава-исполнителя или взыскателя исполнительный документ и осуществляющий на основании него удержание выплачиваемых работнику денежных средств, в случае увольнения такого работника обязан незамедлительно сообщить об этом судебному приставу-исполнителю и (или) взыскателю о факте увольнения и возвратить исполнительный документ с отметкой о произведенных взысканиях. Предельный срок, в течение которого после увольнения работника исполнительный документ должен быть возвращен судебному приставу-исполнителю, может быть указан в постановлении судебного пристава-исполнителя о направлении исполнительного документа по месту работы должника (постановление Владимирского областного суда от 15.03.2013 г. № 4а-57/2013).
В случае, если удержания связаны с выплатой алиментов, о факте увольнения необходимо сообщить в трехдневный срок как судебному приставу-исполнителю, так и взыскателю (ч. 1 ст. 111 СК РФ).
За неисполнение обязанности по возврату исполнительного документа пунктом 3 ст. 17.14. КОАП РФ предусмотрена серьезная ответственность.
Резюме
При увольнении работника, состоящего или не состоящего, но обязанного состоять на воинском учете, руководитель организации или лицо, ответственное за ведение воинского учета, обязано в двухнедельный срок подать соответствующие сведения в военный комиссариат и (или) органы местного самоуправления. При увольнении работника, в отношении которого производились удержания из заработной платы на основании исполнительного листа, переданного работодателю, работодатель обязан незамедлительно уведомить судебного пристава-исполнителя и (или) взыскателя о состоявшемся увольнении и возвратить судебному приставу-исполнителю или взыскателю исполнительный документ с отметкой о произведенных взысканиях.
Хотите получить письменную юридическую консультацию по Вашему вопросу? Позвоните сейчас!