Обоснованность затрат на рекламу

Могут ли быть признаны экономически обоснованными затраты на рекламирование товара, товарный знак по которому зарегистрирован за третьим лицом?

Для ответа на вопрос были использованы следующие документы и нормативно-правовые акты:

  • Налоговый кодекс РФ (НК РФ);
  • Гражданский кодекс РФ (ГК РФ);
  • Федеральный закон от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»;
  • Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12.10.2006 г. № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды»;
  • Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 10.07.2008 г. по делу № А72-7799/07-12/195;
  • Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10.07.2007 г. по делу № Ф04-2117/2007(33186-А27-31).
  • Исходя из предоставленной информации, считаем необходимым сообщить следующее.

    Согласно ст. 1477 ГК РФ товарным знаком является обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Исключительное право на товарный знак удостоверяется свидетельством на товарный знак, которое выдается после регистрации товарного знака в Государственном реестре товарных знаков и действует в отношении определенных групп товаров (ст. 1481 ГК РФ).

    В соответствии со ст. 1484 и ст. 1489 ГК РФ правообладатель исключительного права на товарный знак (лицензиар) вправе заключить лицензионный договор с другим лицом (лицензиатом), в соответствии с которым лицензиат приобретает право использования товарного знака в определенных договором пределах, на определенной территории, применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности.

    Согласно статьям 433 и 1490 ГК РФ лицензионный договор подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента его государственной регистрации.

    Термин «экономически обоснованные расходы» законодателем при определении расходов, уменьшающих полученный доход в целях исчисления и уплаты налога на прибыль организаций (ст. 252 НК РФ), при определении способа уменьшения налога при добыче угля на участке недр.

    Полагаем, что автору вопроса интереснее всего будет узнать о расходах на рекламу товара в целях уменьшения налога на прибыль организаций.

    Согласно ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» реклама является информацией, распространенной любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованной неопределенному кругу лиц и направленной на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объектом рекламирования может являться, в т.ч., товар, которым признается продукт деятельности, предназначенный для продажи, обмена  или иного введения в оборот.

    В соответствии с подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров, товарного знака, относятся к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией. Что именно включается в рекламные расходы, определено в п. 4 ст. 264 НК РФ.

    Согласно ст. 1515 ГК РФ товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак, являются контрафактными. Реализация таких товаров запрещена. Следовательно, в силу ст. 7 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» рекламирование таких товаров не допускается.

    Таким образом, возможна законная (на основании лицензионного договора с правообладателем) и незаконная (без наличия лицензионного договора) реклама.

    В соответствии со ст. 252 НК РФ в целях исчисления налога на прибыль доходы уменьшаются на сумму экономически оправданных и документально подтвержденных затрат. Можно спорить, являются ли экономически обоснованными затраты на рекламу товара, индивидуализированного защищенным товарным знаком, прав на который рекламодатель не имеет. Очевидно одно: такой товар является контрафактным, его реклама запрещена. Следовательно, согласно положениям п. 2 ст. 168 ГК РФ такая сделка является ничтожной (так как она посягает на охраняемые права третьего лица – правообладателя). Наиболее очевидный вывод, это то, что такие расходы не могут быть признаны документально подтвержденными. Однако арбитражная практика заняла иную позицию. В силу п. 3 ст. 2 ГК РФ положения п. 1 ст. 167 ГК РФ (об отсутствии правовых последствий у недействительной сделки) не могут быть применены в налоговых правоотношениях. Указанное мнение содержится в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 10.07.2008 г. по делу № А72-7799/07-12/195, постановлении Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10.07.2007 г. по делу № Ф04-2117/2007(33186-А27-31). При фактическом наличии расходов по недействительной сделке расходы считаются документально подтвержденными.

    Вопроса о том, являются ли документально подтвержденными расходы на рекламу товара при наличии у рекламодателя лицензионного договора на право использования товарного знака. В связи с изложенным выше такие расходы также считаются подтвержденными документально.

    Согласно п. 6 ст. 108 НК РФ добросовестность налогоплательщика презюмируется. Предполагается, что любые расходы налогоплательщика, в результате которых налогоплательщик получает налоговую выгоду (в т.ч. уменьшение налоговой базы), экономически оправданны и обоснованы. Бремя доказывания обратного лежит на налоговом органе, на что обратил внимание Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в постановлении от 12.10.2006 г. № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды».

    Согласно п. 1 ст. 50 ГК РФ основной целью коммерческой организации (например, ООО, ЗАО, ОАО) является извлечение прибыли. В связи с этим расходы на рекламирование товара не могут быть признаны обоснованными, если эти затраты не связаны с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности, т.е. если конечной целью этих трат не является получение прибыли (п. 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12.10.2006 г. № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды»).

    Не являются обоснованными затраты, направленные исключение на снижение налогоблагаемой базы по налогу на прибыль. Но не могут быть признаны необоснованными затраты, непосредственно не принесшие впоследствии доход. Основной критерий, которым необходимо руководствоваться судам при определении обоснованности расходов, - это наличие в действиях налогоплательщика разумных экономических или иных причин (деловой цели), свидетельствующих о его намерениях получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности (п. 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12.10.2006 г. № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды»)

    Как следует, главный критерий для признания любых расходов, в т.ч. и расходов по рекламированию товара, права на товарный знак которого не принадлежат рекламодателю, - наличие разумного намерения налогоплательщика на получение дохода в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

    Резюме

    Расходы налогоплательщика на рекламу товара, товарный знак по которому зарегистрирован за третьим лицом, могут быть признаны экономически обоснованными как в случае наличия, так и в случае отсутствия лицензионного договора с правообладателем при условии наличия у налогоплательщика разумного намерения на получения дохода в результате такой деятельности. 

    Хотите получить письменную юридическую консультацию именно по Вашему вопросу? Позвоните сейчас.