Для ответа на вопрос были использованы следующие документы и нормативно-правовые акты:
Исходя из предоставленной Вами информации мы провели анализ действующего законодательства и особенностей судебной практики по интересующему Вас вопросу и можем ответить следующее:
Обоснование
Согласно общему правилу, закреплённому в ст. 743 ГК РФ, подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объём, содержание работ и иные требования, и со сметой, определяющей цену работ, которые являются неотъемлемой частью договора строительного подряда и содержат оговоренные сторонами (заказчиком и подрядчиком) существенные условия договора. При этом при определении стоимости сметных работ по договору строительного подряда подрядчиком должен соблюдаться рекомендуемый Государственным Комитетом РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу порядок ценообразования и сметного нормирования в строительстве, который включает в себя специфические сметные нормативы, необходимые для определения сметной стоимости строительства, содержащиеся в Методике определения стоимости строительной продукции МДС 81-35.2004.
Правоотношения, вытекающие из договоров строительного подряда, заключенных для целей государственных и муниципальных нужд, регламентируются Федеральным законом от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», ст. 9 которого содержит указание на установление твердой цены государственного контракта, которая не может изменяться в ходе его исполнения за исключением указанных в законе случаев. Ст. 768 ГК РФ устанавливает приоритет Гражданского кодекса РФ в регулировании отношений по государственным или муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд, указывая, что соответствующее законодательство применяется только в части не урегулированной Гражданским кодексом РФ.
Согласно п. 3, ст. 744 ГК РФ подрядчик вправе требовать в соответствии со ст. 450 ГК РФ пересмотра сметы, если по независящим от него причинам стоимость работ превысила смету не менее чем на 10%.
Но так как заказчик освобождается от возмещения убытков подрядчика, если докажет отсутствие необходимости в проведении дополнительных работ, увеличение сметной стоимости строительства должно согласовываться подрядчиком с заказчиком в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 743 ГК РФ, согласно которому при обнаружении в ходе строительства не учтенных в технической документации работ, повлекшее необходимость проведения дополнительных работ и, как следствия, увеличения сметной стоимости строительства, подрядчик обязан сообщить об этом заказчику, который должен дать своё ответ в течение 10 дней, если иной срок не оговорен в договоре строительного подряда. В отсутствии ответа заказчика на сообщение подрядчика по истечении 10 дней, подрядчик обязан приостановить соответствующие работы с отнесением убытков, вызванных простоем, на счет заказчика.
Данная позиция полностью поддерживается судебной практикой. Например, в Постановлении ФАС Уральского округа от 28.06.2005 г. № Ф09-1866/05-С4 по делу № А60-37566/2004-С1, в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 11.01.2009 г. № Ф08-7936/2008 по делу № А32-9637/2008-37/64, в Постановлении ФАС Поволжского округа от 06.05.2011 г. по делу № А57-24490/2008 содержатся указания на то, что при наличии документальных подтверждений необходимости проведения дополнительных работ и использования дополнительных материалов, а также при соблюдении подрядчиком установленной ст. 743 ГК РФ процедуры согласования соответствующего увеличения сметной стоимости с заказчиком, подрядчик имеет право на оплату дополнительно выполненной работы.
Но при этом необходимо помнить о том, что речь идёт только о выполнении подрядчиком и оплате заказчиком дополнительных работ и используемых для их выполнения материалов. Изменения сметной стоимости в связи с динамикой инфляционной составляющей не допускаются. О чём неоднократно в своих локальных нормативных актах указывал Минэкономразвития РФ (Письмо Минэкономразвития РФ от 04.12.2008 г. № Д05-5503; Письмо Минэкономразвития РФ от 10.11.2009 г. № Д22-1256).
Изменение стоимости контракта оформляется, согласно ст. 744 ГК РФ, сторонами путём заключения дополнительного соглашения к договору строительного подряда с приложением к нему локального сметного расчёта на дополнительные работы и материалы, который должен быть подписан обеими стронами.
Резюме
Превышение сметной стоимости строительных работ по госконтракту - договору строительного подряда, которое произошло в результате проведения подрядчиком дополнительных работ или использования им большего количества материала допустимо даже не смотря на соответствующие ограничения в Федеральном законе от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ, только при соблюдении порядка изменения сметной стоимости, установленного ст. 744 ГК РФ, согласно которому подрядчик вправе требовать в соответствии со ст. 450 ГК РФ пересмотра сметы, если по независящим от него причинам стоимость работ превысила смету не менее чем на 10%, только при условии предварительного согласования с заказчиком увеличения сметной стоимости строительства путём направления подрядчиком в адрес заказчика письма с документацией, обосновывающей необходимость увеличения сметной стоимости строительства, на которой заказчик должен ответить в течение 10 календарных дней.
При отсутствии ответа заказчика на сообщение подрядчика по истечении 10 дней, подрядчик обязан приостановить соответствующие работы с отнесением убытков, вызванных простоем, на счет заказчика. А при согласии заказчика на увеличение сметной стоимости строительства, стороны должны подписать локальный сметный расчёт на дополнительные работы и материалы в рамках дополнительного соглашения к договору строительного подряда.
Позвоните сейчас и получите ответ на свой вопрос!