Для ответа на вопрос были использованы следующие документы и нормативно-правовые акты:
Исходя из предоставленной информации, считаем необходимым сообщить следующее.
Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Согласно ст. 10 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» размещение государственного и муниципального заказа происходит путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в т.ч. аукциона в электронной форме, а также без проведения торгов.
Согласно ст. 25 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» для участия в конкурсе участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе в срок и по форме, которые установлены конкурсной документацией (т.е. заказчиком). В соответствии с указанной статьей заявка, помимо прочего, должна содержать предложение о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, о качестве работ, услуг и иные предложения об условиях исполнения контракта, в том числе предложение о цене контракта, о цене единицы товара, услуги в случае, если при размещении заказа на поставку технических средств реабилитации инвалидов, на оказание услуг в сфере образования, услуг по санаторно-курортному лечению и оздоровлению для нужд заказчиков конкурсной документацией предусмотрено право заказчика заключить контракт с несколькими участниками размещения заказа; о цене запасных частей (каждой запасной части) к технике, к оборудованию, о цене единицы услуги и (или) работы в случае, если при проведении конкурса на право заключить контракт на выполнение технического обслуживания и (или) на ремонт техники, оборудования, оказание услуг связи, юридических услуг заказчиком, уполномоченным органом указаны в конкурсной документации начальная (максимальная) цена контракта (цена лота), а также начальная (максимальная) цена запасных частей (каждой запасной части) к технике, к оборудованию и начальная (максимальная) цена единицы услуги и (или) работы. В случаях, предусмотренных конкурсной документацией, также копии документов, подтверждающих соответствие товара, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к таким товару, работам, услугам. При этом не допускается требовать предоставление указанных документов в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такие документы передаются вместе с товаром.
Согласно подпункту 2 пункта статьи 35 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» заявка на участие в аукционе должна содержать в необходимых случаях копии документов, подтверждающих соответствие товара, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к таким товару, работам, услугам. При этом не допускается требовать предоставление указанных документов в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такие документы передаются вместе с товаром.
Согласно ст. 27 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» конкурсная комиссия рассматривает поступившие заявки на предмет соответствия требованиям, установленным конкурсной документацией и по результатам рассмотрения принимает решение о допуске к участию в конкурсе участника размещения заказа или об отказе в допуске указанного лица к участию в конкурсе. Аналогичный порядок рассмотрения предусмотрен статьей 36 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» для заявок на участие в аукционе.
В соответствии с п. 6 ст. 12 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» допуск заказчиком, уполномоченным органом, конкурсной или аукционной комиссией к участию в торгах участника размещения заказа, заявка которого на участие в конкурсе или аукционе не соответствует установленным законом требованиям и который поэтому не может быть допущен к участию в торгах, если заказчиком, уполномоченным органом, конкурсной или аукционной комиссией были установлены указанные факты, является основанием для признания судом торгов недействительными по иску заинтересованного лица или по иску уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления.
Согласно ст. 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением закона, могут быть признаны недействительными. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
Приведенный в вопросе случай интересен. Государственные и муниципальные заказчики, довольные поставленным по договору товаром, редко обращаются в суд с требованиями признать торги и контракт недействительными. Обычно с такими требованиями выступает или уполномоченный орган, или прокурор, или проигравшие (как вариант – не допущенные) участники торгов.
Иски по указанным основаниям как правило, судами удовлетворяются (естественно, при подтверждении факта нарушений в заявке). Однако в ряде случаев суды могут признать нарушения несущественными и учесть факт исполнения (полного или частичного) договора.
При рассмотрении такого рода дел суд учитывает достижение прошедшими торгами целей, установленных в ст. 1 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»: расширение возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развитие добросовестной конкуренции, совершенствование деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечение гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов. Если установлено, что отсутствуют лица, которые с нарушением закона не были допущены к участию в торгах, что поставленный товар поставлен по выгодной цене и из-за допущенных нарушений не мог выиграть другой участник, предложивший более низкую цену, т.е. установлено, что допущенные при проведении торгов нарушения являются несущественными и фактически не повлиявшими на результаты конкурса, то велика вероятность того, что в удовлетворении иска о признании недействительными результатов торгов и признании недействительным государственного контракта будет отказано. Указанные выводы подтверждены постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 04.09.2009 по делу № А74-1868/2009, постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2012 N 15АП-12809/2012 по делу № А53-23068/2012, решением Арбитражного суда Свердловской области от 19.05.2008 по делу № А60-8408/2008-С8. Федеральный арбитражный суд Московского округа в постановлении от 19.06.2007 г., от 29.06.2007 г. по делу № КГ-А40/4552-07-2 также указал, что полностью исполненный контракт не позволяет применить последствия недействительности сделки – возвращение сторон в первоначальное положение.
Согласно ст. 11 ГК РФ, суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав. Согласно ст. 10 ГК РФ злоупотребление правом, т.е. осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, не допускается. Поэтому стоит обратить особое внимание на обоснование государственным заказчиком факта нарушения своих прав. Какие права государственного заказчика нарушены, если по контракту своевременно и за разумную цену поставлен качественный товар?
С 01 сентября 2013 года внесены существенные изменения в ГК РФ в части, касающейся недействительности сделок, которые применяются к сделкам, совершенным со дня вступления поправок в силу, т.е. с 01.09.2013 г. Согласно п. 5 ст. 166 ГК РФ (в новой редакции) заявление о недействительности сделки не имеет правового значения, если ссылающееся на недействительность сделки лицо действует недобросовестно, в частности если его поведение после заключения сделки давало основание другим лицам полагаться на действительность сделки.
Резюме
В случае если судом будет установлено отсутствие нарушения оспариваемым контрактом прав истца или факт незначительности нарушений при добросовестно исполненном государственном контракте, есть шансы на отказ в заявленных требованиях и сохранение контракта.
Хотите получить письменную юридическую консультацию именно по Вашему вопросу? Позвоните сейчас.