Учет возражений на акт налоговой проверки

Компания предоставила в налоговую инспекцию свои возражения по акту выездной налоговой проверки. Обязан ли налоговый орган известить нас о результатах рассмотрения наших возражений?

Для ответа на вопрос были использованы следующие документы и нормативно-правовые акты:

  • «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ (в ред. от 02.11.2013 г.)// «Российская газета», № 148-149, 06.08.1998
  • Постановление ФАС Уральского округа от 08.09.2008 г. по делу № Ф09-6369/08-С2// СПС Консультант+
  • Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.07.2009 г. № А33-12782/2008// СПС Консультант+
  • Постановление ФАС Центрального округа от 24.03.2009 г. по делу № А48-2382/08-18// СПС Консультант+
  • Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.08.2011 г. по делу № А33-15366/2010// СПС Консультант+
  • Постановление ФАС Центрального округа от 02.04.2012 г. по делу № А36-4545/2010// СПС Консультант+
  • Исходя из предоставленной в вопросе информации, опираясь на анализ действующего законодательства и сложившейся в России судебной практики, можем сообщить по существу Вашего вопроса следующее:

    Обоснование

    В ст. 101 Налогового кодекса РФ содержится указание на обязанность руководителя (заместитель руководителя) налогового органа по окончании оформления результатов налоговой проверки известить о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась проверка. Налогоплательщик, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя. В случае подачи лицом, в отношении которого проводилась налоговая проверка, заявления об ознакомлении с материалами дела налоговый орган обязан ознакомить такое лицо (его представителя) с материалами налоговой проверки и материалами дополнительных мероприятий налогового контроля не позднее двух дней до дня рассмотрения материалов налоговой проверки. Неявка извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки налогоплательщика, в отношении которого проводилась налоговая проверка, или его представителя по общему правилу не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки.

    Согласно п. 6 ст. 100 НК РФ письменные возражения налогоплательщика по поводу его несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, по указанному акту в целом или по его отдельным положениям, а также с выводами и предложениями проверяющих органов, которые налогоплательщик имеет право представить в соответствующий налоговый орган в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки являются неотъемлемой частью оформления результатов налоговой проверки вместе с документами (их заверенными копиями), подтверждающими обоснованность возражений налогоплательщика. А потому вопросы, касающиеся правильного составления и оформления материалов налоговой проверки, ходатайств и письменных возражений по акту в целом или по его отдельным положениям, соблюдения требований законодательства об извещении налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки. Не выполнение данного требования закона заметно увеличивает вероятность допущения налоговым органом существенных нарушений процессуальных правил рассмотрения материалов налоговой проверки, которые могут повлечь в соответствии с п. 14 ст. 101 НК РФ безусловную отмену решения, принятого по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, вышестоящим налоговым органом или судом. И потому подготовка налогового органа к рассмотрению материалов налоговой проверки является важным моментом оформления результатов налоговой проверки.  В настоящее время налоговое законодательство не содержит указания на необходимость заблаговременного извещения налогоплательщика о предстоящем рассмотрении материалов налоговой проверки, а также не регламентируется порядок такого извещения, что приводит к разного рода нарушениям прав налогоплательщиков, в отношении которых проводилась соответствующая налоговая проверка:  извещение может быть направлено простым письмом по почте, или телефонограммой и другими малоэффективными методами.

    В спорах подобного рода большая часть судов встает на сторону налогоплательщика. Например, в случае рассмотрения в судебном порядке спора по поводу извещения налогоплательщика чаще всего судом оценивается обеспечение налоговым органом реальной возможности налогоплательщика участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки, проверяется как сам факт извещения, так и вручение этого извещения надлежащему лицу. ФАС Восточно-Сибирского округа в постановлении от 21.07.2009 г. № А33-12782/2008 свой вывод о ненадлежащем извещении налогоплательщика телефонограммой аргументировал следующей причиной: сотрудники данной организации отрицали сам факт ее получения, а ФАС Восточно-Сибирского округа, установив факт получения налогоплательщиком приглашения на рассмотрение материалов налоговой проверки в день их рассмотрения, в своём Постановлении от 19.08.2011 г. по делу № А33-15366/2010 сделал вывод о невозможности явки налогоплательщика на рассмотрение материалов проверки. Отсутствие доказательств извещения налогоплательщика о возможности ознакомления с материалами, полученными при проведении мероприятий налогового контроля, судом трактуется как лишение возможности ознакомиться с документами, полученными в результате проведения мероприятий налогового контроля и представить свои возражения, в итоге решения налогового органа по результатам налоговой проверки были признаны недействительными: Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.08.2011 г. по делу № А33-15366/2010, Постановление ФАС Центрального округа от 24.03.2009 г. по делу № А48-2382/08-18, Постановление ФАС Центрального округа от 02.04.2012 г. по делу № А36-4545/2010 и др.

    ФАС Уральского округа в постановлении от 08.09.2008 г. по делу № Ф09-6369/08-С2, сославшись на требования подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ, решил, что в отсутствие письменного уведомления налогоплательщик должен считаться не извещённым (эти выводы оставлены в силе определением ВАС РФ от 14.01.2009 г. № 17276/08).

    Резюме

    Возражения налогоплательщика по акту выездной налоговой проверки, согласно ст. 100 НК РФ, являются составной частью материалов налоговой проверки, которые должны рассматриваться в соответствии с чётко установленной законодательством процедурой, не соблюдение которой может повлечь отмену решения налогового органа, вынесенного по результатам налоговой проверки.

    В настоящее время налоговое законодательство не содержит указания на необходимость заблаговременного извещения налогоплательщика о предстоящем рассмотрении материалов налоговой проверки, а также не регламентируется порядок такого извещения, что приводит к разного рода нарушениям прав налогоплательщиков, в отношении которых проводилась соответствующая налоговая проверка:  извещение может быть направлено простым письмом по почте, или телефонограммой и другими малоэффективными методами.

    Но сложившаяся судебная практика свидетельствует о том, что руководитель (или заместитель руководителя) налогового органа, осуществившего налоговую проверку, обязан письменно уведомить налогоплательщика о месте и времени рассмотрения материалов проверки в срок достаточный для организации явки налогоплательщика.

    Позвоните сейчас и получите ответ на свой вопрос!